Напомним, что согласно Постановлению № 809[1] Номенклатура бланков ценных бумаг и документов строгого учета, изготовляемых по лицензии Минфина, пополнилась еще одной позицией – бланками приходных и расходных кассовых ордеров.
Произошло это в начале этого года, а точнее 01.01.2008 г. (дата вступления в силу упомянутого постановления). И именно с этой даты началась путаница в порядке документального оформления кассовых операций. Ведь многие специалисты решили, что движение наличности на предприятии должно оформляться с помощью бланков строгого учета. Хотя, по нашему мнению, достаточных оснований для этого не было. В настоящее время Постановление № 809 признано утратившим силу, а из упомянутой выше Номенклатуры были исключены не только кассовые ордера, но и доверенности на выдачу имущества (см. Постановление № 381[2]). Кроме того, совсем недавно соответствующие изменения были внесены и в Инструкцию № 99[3]. В связи с этим проанализируем сложившуюся ситуацию и постараемся дать рекомендации по оформлению операций с наличностью и операций по отгрузке (получению) имущества (ТМЦ) в настоящее время. Кассовые ордераПо мнению автора, оформление с 01.01.2008 г. кассовых операций посредством «строгих» бланках кассовых ордеров не соответствовало законодательству, и вот почему. Дело в том, что согласно п.6 ст.33 Закона № 679[4] порядок ведения кассовых операций устанавливается (определяется) НБУ. Во исполнение этой нормы Нацбанк утвердил Положение № 637[5], в котором приведено определение кассового ордера. Для справки Кассовый ордер – первичный документ (приходный или расходный кассовый ордер), который применяется для оформления поступлений (выдачи) наличности из кассы. Форма кассовых ордеров установлена приказом Министерства статистики Украины от 15.02.96 г. № 51 «Об утверждении типовых форм первичного учета кассовых операций… Из п.1.2 главы 1 Положения № 637 Таким образом, кассовые операции должны оформляться кассовыми ордерами (приходными и расходными), форма которых утверждена приказом Минстата (в настоящее время – Госкомстата) от 15.02.1996 г. № 51, то есть на обычных («нестрогих») бланках. Что же касается Постановления № 809, то исходя из названия и сути документа, в который вносились изменения (постановление КМУ от 19.04.1993 г. № 283 «Об установлении порядка изготовления бланков ценных бумаг и документов строгого учета»), можно сделать вывод, что им определяется порядок изготовления документов строгого учета (номенклатура бланков, изготовляемых по лицензии Минфина), а не устанавливается обязанность субъектов хозяйствования применять эти бланки в своей работе. Для того чтобы иметь достаточные основания для использования «строгих» кассовых ордеров, по мнению автора, необходимо было соблюдение как минимум двух условий: Наличие утвержденной государственным органом формы таких ордеров, как бланков строго учета; Наличие в Положении № 637 требования об оформлении кассовых операций на бланках строгого учета по утвержденной форме.
Поскольку оба эти условия были проигнорированы, основания для применения «строгих» кассовых ордеров отсутствовали (равно как и основания для привлечения к ответственности за их неиспользование). Вместе с тем налоговые органы придерживаются иной точки зрения. Они считают, что предприятия в период с 01.01.2008 г. по 17.04.2008 г. (дата вступления в силу Постановления № 381) обязаны были при оформлении операций с наличностью применять «строгие» бланки кассовых ордеров[6]. ДоверенностиСогласно Постановлению № 381 из Номенклатуры бланков ценных бумаг и документов строгого учета, изготовляемых по лицензии Минфина, были исключены бланки доверенностей на выдачу имущества. Однако в Инструкции № 99 требование о том, что доверенности являются «строгими» бланками, оставалось (документ, который непосредственно касается субъектов хозяйствования, в отличие от упомянутых выше постановлений КМУ). Поэтому до недавнего времени вопрос о форме бланков доверенностей оставался открытым. И вот 5 мая 2008 года Минфин внес в упомянутую Инструкцию изменения, согласно которым бланки доверенностей перестали быть «строгими» (см. приказ от 05.05.2008 г. № 647 «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Украины от 16.05.1996 г. № 99»). Поэтому теперь у субъектов хозяйствования имеются все основания оформлять отгрузку (получение) ТМЦ с помощью обычных бланков доверенностей (например, распечатанных на принтере на обычной бумаге). Вместе с тем отметим, что форма доверенности почти не изменилась (форма № М-2) и является обязательной для применения субъектами хозяйствования (приведена в приложении 1 к Инструкции № 99). Из нее исключены только реквизиты «серия» и «номер» (теперь лицо, ответственное за оформление доверенностей, должно указывать в ней порядковый номер). Оформление и учетКак показывает практика, весьма актуальным в настоящее время для бухгалтеров является вопрос о том, что делать с неиспользованными «строгими» бланками приходных и расходных кассовых ордеров и доверенностей на выдачу имущества. Особенно это касается крупных предприятий. Ведь, как правило, они производят закупки (в том числе бланков) в большом количестве. На этот вопрос существует по крайне мере два варианта ответа: Оформлять соответствующие операции до полного использования «строгих» бланков. Списать «строгие» бланки и впоследствии использовать обычные.
Оба варианта имеют свои преимущества и недостатки, вот основные из них. Использование строгих бланков не будет являться нарушением, ведь формы «строгих» и «нестрогих» документов практически идентичны (разница в бумаге и наличии/отсутствии реквизитов «серия» и «номер»). Вместе с тем, как известно, оформление «строгих» бланков влечет за собой определенные неудобства. А вот списание неиспользованных «строгих» бланков (в случае использования обычных), по мнению автора, должно повлечь за собой корректировку валовых расходов и налогового кредита по НДС, которые были отражены при их приобретении. Ведь в данном случае можно говорить об использовании бланков на цели, не связанные с хозяйственной деятельностью предприятия. Правильным с точки зрения законодательства автор считает второй вариант (т.е. списание «строгих» бланков и применение обычных). Пример Предприятие приобрело бланки доверенности в количестве 10 упаковок (по 50 штук) по цене 30 грн за упаковку, в том числе НДС – 5 грн. В процессе деятельности предприятие израсходовало 7 упаковок доверенностей. После отмены «строгости» доверенностей было принято решение списать оставшиеся (неизрасходованные) бланки доверенностей (3 упаковки) и пользоваться обычными. № п/п | Содержание хозяйственной операции | Бухгалтерский учет | Налоговый учет | Дебет | Кредит | Сумма, грн | ВД | ВР | 1 | Получены доверенности (25 грн х 10 уп.) | 209 | 631 | 250,00 | – | 250,00* | 2 | Начислен налоговый кредит по НДС | 641 | 631 | 50,00 | – | – | 3 | Бланки доверенностей зачислены на забалансовый счет (500 шт. х 1,50 грн) | 08 | – | 750,00 | – | – | 4 | Списаны израсходованные бланки доверенностей (25 грн х 7 уп.) | 92 | 209 | 175,00 | – | – | 5 | Израсходованные бланки доверенностей списаны с забалансового учета (350 шт. х 1,50 грн) | – | 08 | 525,00 | – | – | 6 | Списаны неиспользованные бланки доверенностей (25 грн х 3 уп.) | 94 | 209 | 75,00 | – | -75,00* | 7 | Откорректирован налоговый кредит по НДС (методом «красное сторно») | 641 | 644 | 15,00 | – | – | 8 | Списана сумма откорректированного НДС на расходы | 94 | 644 | 15,00 | – | – | 9 | Неизрасходованные бланки доверенностей списаны с забалансового учета (150 шт. х 1,50 грн) | – | 08 | 225,00 | – | – | * Согласно п.5.9 ст.5 Закона о прибыли[7]. |
_______________________________ [1] Постановление КМУ от 06.06.2007 г. № 809 «О дополнении приложения к постановлению Кабинета Министров Украины от 19 апреля 1993 г. № 283». [2] Постановление КМУ от 17.04.2008 г. № 381 «О внесении изменения в приложение к постановлению Кабинета Министров Украины от 19 апреля 1993 г. № 283 и признании утратившим силу постановления Кабинета Министров Украины от 6 июня 2007 г. № 809». [3] Инструкция о порядке регистрации выданных, возвращенных и использованных доверенностей на получение ценностей, утвержденная приказом Минфина Украины от 16.05.1996 г. № 99. [4] Закон Украины от 20.05.1999 г. № 679-XIV «О Национальном банке Украины». [5] Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденное постановлением Правления НБУ от 15.12.2004 г. № 637. [6] Смотри, например, Вестник налоговой службы Украины. – 2006. – № 18–19. – С. 12, а также письмо ГНИ в Печерском районе г. Киева от 01.02.2008 г. № 3658/10/31-111. [7] Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции Закона от 22.05.1997 г. № 283/97-ВР. Автор: Андрей Крымов Источник: УБП Читать также: За превышение объема выручки штрафа нет Кассовый метод налогового учета НДС Заполнение книги учета доходов и расходов ЧП Документ или макулатура - сколько нужно хранить документацию предприятия? Авансовые выплаты работникам |