В Украине энтузиасты еще только присматриваются к автомобильной классике. А на российском рынке некоторые компании уже неплохо зарабатывают на желающих приобщиться к вечному.
Потому за секретами этого закрытого бизнеса Autocar обратился к одному из московских экспертов
Наверняка первым вопросом непосвященного, который в уме сопоставит вид антикварных автомобилей и их далеко не скромные ценники, будет возмущенное «и кому это нужно?». Алексея Беликова, партнера и генерального директора Бюро Chromov Collection, таким вопросом сложно загнать в тупик. «Состоятельные люди на Западе давно поняли, что, вместо того чтобы постоянно гнаться за модой (за которой все равно не угонишься), пытаться искать индивидуальность в “самом новом”, “навороченном” и “крутом”, следует обратиться к уникальному, благородному и традиционному – признанным шедеврам автомобильной промышленности, т. е. к классическим автомобилям. Ведь то, что “круто” сегодня, буквально через пару лет превращается в неактуальное “старье”. А классика живет вечно», – без утайки раскрывает он основу успеха своей компании.
Поэтому, вместо того чтобы быть первым в приобретении, например, Mclaren SLR, Алексей Беликов рекомендует стать первым в приобретении 300 SL (W198) Gullwing. «Как бы ни старались инженеры DaimlerChrysler, как бы ни ставили эти два автомобиля рядом в рекламе, SLR никогда не сравнится по уникальности со знаменитым “Крылом чайки”, никогда не будет год от года дорожать», – утверждает он.
Покупателей, способных по-новому взглянуть на истинные ценности, в России, по словам Алексея, уже немало. «Сейчас среди наших клиентов наряду с обеспеченными людьми-коллекционерами, которые создают собственную коллекцию классических автомобилей, можно встретить как желающих просто купить машину своей мечты, так и людей определенных профессий (например, адвокаты, художники, дизайнеры, представители шоу-бизнеса), а также корпоративных клиентов, которые хотят иметь уникальный автомобиль для представительских целей», – с гордостью говорит он. Без мутной воды
Разумеется, назвать этот бизнес абсолютно безоблачным нельзя. Даже на развитых рынках Европы, где этот бизнес существует более полувека, стабильностью он не отличается. Рынок очень динамичный: он, как и все остальные сегменты, подвержен как подъемам, так и спадам и сильно зависит от общей экономической ситуации в мире. В периоды рецессии люди меньше тратят средств на дорогие вещи, в том числе и на классические автомобили. Однако следует также отметить, что, несмотря на периодические колебания, этот сегмент рынка очень устойчив, т. к. люди всегда интересовались автомобилями и покупали их, и всегда будут интересоваться и продолжать покупать. К примеру, не самый крупный немецкий дилер (бюро) продает более полуторы сотен коллекционных машин в год. Российские бюро такими показателями похвастаться пока не могут, потому что у нас не сформирован, в принципе, и первичный рынок. Хотя сегодняшний потенциал российского рынка Алексей оценивает в 100 классических автомобилей в год. Полюбить – так Mercedes!
Представитель Chromov Collection отмечает, что далеко не все бренды оказались востребованы рынком. И лишь потому, что сами этого не хотели. «Mercedes-Benz составляет примерно 50% рынка коллекционных автомобилей, и очень много факторов тому причиной. Прежде всего нужно отдать должное концерну – он очень много делает, чтобы его машины стали классикой: издаются и переиздаются репринты брошюр и проспектов на разных языках, существует корпоративный “Классик-центр” в Фелльбахе под Штутгартом, который является точкой концентрации интересов многих людей. Помимо музейной деятельности, концерн осуществляет информационную поддержку и обеспечение оригинальными запасными частями, технической литературой, необходимой специалистам по реставрации и обслуживанию», – утверждает Алексей.
Успеху «трехлучевого» бренда способствуют и другие факторы. «Коллекционный Mercedes-Benz, Merc, который не ездит, – нонсенс. Почему в большинстве классических заездов основные участники – машины с трехлучевой звездой? Все просто: если завтра ралли, Mercedes не может не выйти на трассу. Может не поехать кто угодно, и его простят. Тонкая механика, ручная сборка… На ралли олдтаймер на обочине – обычное дело. Mercedes в такой ситуации уже вызывает недоверие. Эти машины пролетали по трассе 30 и 50 лет назад, будут пролетать и через 50 лет. Это норма, что большинство людей на планете, вступая в фазу коллекционирования, выбирают именно Mercedes-Benz», – говорит Алексей. Безусловно, даже у Mercedes-Benz могут быть технические проблемы. Но, по словам Алексея Беликова, они будут решены так же оперативно, как в современной машине. В процессе предпродажной подготовки и реставрации других европейских марок Chromov Collection сталкивается с техническими и информационными проблемами, и все они решаются на порядок сложнее, чем в случае с Mercedes-Benz.
Наряду с Mercedes-Benz Бюро Chromov Collection в России занимается и Jaguar, модели которых признаны коллекционерами во всем мире. Забудьте о недвижимости
Mercedes-Benz и Jaguar – это классика жанра. Обе фирмы имеют длительную историю, обе выпускали нетривиальные автомобили. Именно поэтому они стали основной «ударной группой» Chromov Collection. По словам Алексея, коньком Mercedes всегда было совершенное инженерное искусство, эти машины берут не только дизайном, но и соответствием великолепной формы содержанию. Jaguar – более эмоциональный выбор: лучшие послевоенные модели этой фирмы воплощают в себе утонченность ныне почти утраченного британского стиля. Кстати, что немаловажно: и Mercedes, и Jaguar хорошо известны в России.
Об инвестиционной привлекательности классических автомобилей представитель Chromov Collection тоже говорит с охотой. «Коллекционный автомобиль со временем в среднем дорожает на 15% ежегодно. Это связано с тем, что цены на запчасти и основные составляющие устанавливаются заводом-производителем. Например, у Mercedes это Classic Center, который во всем мире занимается обслуживанием классических автомобилей и продажей запасных частей к ним. У центра есть железное правило – ежегодно поднимать цены на 15%. Соответственно, и все остальные реставраторы и производители запчастей поднимают цены на 15% каждый год.
Следующая причина – мода. В прошлом году, например, неожиданно в лидеры вырвались “пантоны кабрио” и “111 кабрио”. Цена подскочила на 40% на машины в любом состоянии.
Также имеют значение легендарные владельцы. Т. е. историческая ценность автомобиля. Машины Леннона, Папы Римского, Кеннеди, Мерилин Монро. Так, 600 Pullman Леннона представляет ценность не потому, что это суперклассический автомобиль, а потому, что это автомобиль Леннона.
Таких машин в мире мало и находятся они в лучших частных коллекциях. Продаются же, как правило, с аукционов. Причем одной из задач аукциона является именно подтверждение стоимости автомобиля и выгодности инвестиции в него», – раскрывает секреты прибыльности данного направления Алексей.
Отрадно, что в России покупатели автоклассики не остаются один на один со своими проблемами. «Мы обладаем собственным сервисным центром, расположенным в центре Москвы. Это объект нашей особой гордости. Мы создали центр, пригласили на работу лучших специалистов и предоставили им все необходимое для качественного обслуживания наших клиентов. Cоздавая собственный сервисный центр, мы подбирали инженеров не менее тщательно, чем автомобили в коллекцию. Это не только настоящие профессионалы с глубоким знанием классических автомобилей, но и умные, интеллигентные и просто приятные люди. У них большой практический опыт, ученые степени в области технических наук и заслуженное уважение среди европейских реставраторов», – не без гордости рассказывает Алексей. А с привычными очередями борются простым и эффективным способом – центр обслуживает исключительно клиентов Бюро. Прекрасное далеко
Прогнозируя «светлое будущее» для рынка автоклассики, Алексей Беликов все же не берется указать точную динамику развития. «Если бы кто-то из игроков на рынке знал однозначный ответ, он моментально бы вырвался вперед за счет увеличения оборотов. Основатель компании Mirbach, одного из крупнейших Бюро на европейском рынке, на этот вопрос не смог ответить ничего определенного», – сожалеет он. Впрочем, его тоже можно понять. Для точных прогнозов слишком мало времени. Активное развитие рынка классических автомобилей в России началось всего 4 года назад. Так что тренды выстраивать пока рановато.
Впрочем, он сообщил важный факт, который наверняка порадует украинского энтузиаста. «На Украину мы возлагаем большие надежды и планируем открытие Бюро в вашей стране», – в заключение поделился Алексей. Так что желающим немного подзаработать на своей страсти вскоре будет предоставлено поле для деятельности. Autocar.ua |