Риск "красивых инвестиций"
Инвестиции - Прочее
24.10.2008

ImageВ Украине вновь становится привлекательным инвестирование в произведения искусства. Об этом свидетельствует появление арт-фондов и выход из тени многих коллекционеров, выставляющих на всеобщее обозрение и продажу живопись, скульптуру и антиквариат, а также возросший интерес к нашему рынку крупных европейских аукционных домов.

«У нас все возвращается на круги своя, к концу XIX века,— говорит директор Киевского музея русского искусства Юрий Вакуленко.— Тогда многие известные сахарозаводчики, такие, как Терещенко, Ханенко и другие предприниматели активно покупали современное искусство. С тех пор в течение 70 лет советского периода у нас был практически уничтожен институт арт-дилеров, но сейчас он возрождается».

Кроме очевидной привлекательности в условиях нестабильности на фондовых и финансовых рынках, в этом виде бизнеса существуют определенные специфические риски. Не секрет, что на рынке искусства присутствуют как своеобразные голубые фишки — полотна всемирно известных художников, в которые, как считается, вкладывать деньги абсолютно безопасно, так и темные лошадки, поставив на которые, можно равно крупно выиграть или проиграть.

Модным быть опасно

Каждому человеку, желающему путем инвестирования в произведения искусства сохранить или приумножить свои средства, непросто разобраться в огромном количестве предметов, в том числе малоценных или просто подделок, присутствующих на арт-рынке. Дилетант на рынке искусства может понести серьезные потери. «Это более тонкий инструмент инвестирования, чем другие. Без консультанта новичку очень сложно выходить на рынок,— считает глава «Арт-Инвеста» Александр Прогнимак.— Конечно, экспертов можно найти в крупных торговых структурах, специализирующихся на продаже предметов искусства. В роли консультанта могут выступить также и дилеры, которые имеют большой опыт работы в этой сфере. Но наиболее надежным инструментом инвестирования в искусство станут именно инвестфонды».

Инвестиционные риски на арт-рынке характерны еще и тем, что нередко цену на предметы определяет непредсказуемая мода. «Отдельные произведения искусства, становясь особо модными, как ныне, например, китайские, достигают роста и до 2000% в год!» — отметил Юрий Вакуленко. Среди наиболее известных авторов, произведения которых подвержены колебаниям моды,— мастер поп-арта Энди Уорхол. Однажды на аукционе Sotheby’s его картина «Оранжевая Мэрилин» при эстимейте в $6 млн. была продана за $17 млн. Произведения Уорхола демонстрируют ежегодный рост на уровне 12-17%, однако в отдельные годы отмечался и 20%-ный спад цен на работы мастера. Цены на работы австрийского экспрессиониста Эгона Шиле также то резко поднимаются, то резко падают. Так, в 2000 г. они подскочили на 453%, в 2002 г. — упали на 250%, а год спустя снова поднялись на 2100%. Картины Генриха Семирадского, мастера полотен на античные и библейские сюжеты, в конце XIX века стоили куда больше, чем полотна Сурикова или Репина, а потом он был начисто забыт.

Поддержи современников

Большинство специалистов сходятся во мнении, что сегодня в Украине выгоднее всего инвестировать в современное искусство. На произведения современных мастеров цены растут наиболее активно. Показательны примеры с картинами известных украинских мастеров советского периода Николая Глущенко и Сергея Шишко, цены на которые еще сравнительно недавно едва достигали нескольких тысяч долларов, сейчас зачастую превышают сотни тысяч. В 2007 г. работа Николая Глущенко на аукционе «Антик-центра» была продана за $260 тыс., и такая стоимость ныне стала привычной.

По версии Art Market Research, за последние годы индекс стоимости современной живописи вырос в мире на 54%. Кроме того, немаловажно, что при покупке таких произведений практически исключена вероятность приобретения фальшивок, а при грамотной раскрутке художника при сравнительно небольшом капиталовложении можно получить солидную прибыль. При этом необходимо обладать минимальным стартовым капиталом не менее чем $5-10 тыс., потому что за меньшую цену вряд ли удастся купить что-то достойное. Порой вложения в современное искусство оказываются фантастически выгодными: из десятка тысяч художников в историю искусства попадут немногие, но если угадать кто, то выигрыш может быть тысячекратным.

Начни с дешевки

Современная живопись — это особенная область на рынке искусства. Сейчас это относительно недорогие работы. Их цена через десяток-другой лет может увеличиться во много раз, а в будущем они станут антиквариатом. Российский купец и коллекционер, один из известных меценатов Серебряного века Сергей Щукин в свое время покупал картины художников — своих современников, таких, как Пикассо, Матисс, Ван Гог и других, которые в то время не очень воспринимались публикой и тем самым помог сделать им имя. Один из самых известных итальянских скульпторов и живописцев Амадео Модильяни при жизни едва сводил концы с концами. Сегодня же вложения в работы Модильяни отличаются высокой доходностью и стабильностью, а цены на них постоянно растут. Годовой прирост рыночной стоимости может достигать 20-50%.

Враг арт-бизнеса — музей

Для того чтобы арт-инвестиционные фонды работали эффективно, они должны активно пополняться. Это весьма насущный вопрос. По мнению коллекционера и мецената Игоря Понамарчука, украинский рынок произведений искусства серьезно истощен. В то же время, по оценке австрийской компании Kunst Asset Management Gmbh, стоимость мировых арт-активов (только живопись) составляет около $250 млрд. При этом в свободном обращении находится только 2% произведений, а все остальное — в музеях. «Самые страшные враги аукционов и рынка произведений искусства — это музеи,— утверждает Юрий Вакуленко.— Они закупают картины и другие произведения искусства, размещают их в своих экспозициях и фондах, они оседают там и, как правило, обратного хода этот процесс не имеет. В дальнейшем эти предметы практически навсегда изымаются из рыночного оборота. Особенно сильно сорбции со стороны музеев подверглись произведения XVIII-XIX веков». И в этом случае особые надежды возлагаются на произведения современного искусства. При этом Юрий Вакуленко считает, что арт-инвестиционные фонды будут вовлекать в орбиту своих операций далеко не только живопись или графику, но практически все коллекционные виды произведений искусства, в том числе скульптуру, старинную мебель и т.д.

Искусство не дешевеет

Один из основных принципов инвестирования в искусство заключается в том, что чем больше уровень первоначальной суммы вложения, тем выше отдача. Вложения от $8 тыс. уже можно назвать инвестициями с перспективой, однако большинство экспертов сходятся во мнении, что меньше чем со $100 тыс. на этом рынке делать нечего, потому что инвестиционная отдача будет крайне невелика.

При этом аналитики рынка искусства отмечают такую тенденцию: каждые $100, правильно вложенные в живопись, в течение последующих четырех лет, как правило, превращаются в сумму не менее $140. «Ликвидность фондового рынка плохая, он подвержен колебаниям, а в то же время цены на определенные художественные произведения, достигая пика, перестают интенсивно возрастать и стабилизируются,— считает Юрий Вакуленко.— Но в целом цены на антиквариат всегда растут в среднем по 20% ежегодно. При этом назад никогда не пойдут, а в самом худшем случае — вернутся на стартовые позиции».

Автор: Сергей МИНАКОВ "Экономические известия"

Читать также:

В Америке прячут монеты

Срочно куплю пушку начала XIX века. Дорого

Нумизматы хотят больше 

Коллекционирование как способ инвестирования 

Три основных риска частного инвестора

Книголюбы и библиофилы: как считать, когда другие читают

 
< Пред.   След. >
2007-2022 © Дєньга. Інформаційний ресурс Дєньга має допомогти Вам досягнути матеріального достатку. Матеріали сайту розкривають тематики: Інвестиції(у тому числі в Нерухомість, Золото, Цінні папери), Банки, Створення власного бізнесу, Кар'єрне зростання, Освіта. Редакція не несе відповідальності за достовірність інформації, опублікованої в рекламних матеріалах.
Використання матеріалів Дєньга дозволено тільки при наявності активного посилання на головну сторінку порталу www.denga.com.ua