Любовь к японским блюдам подтолкнула экс-банкира Евгения Ильченко и IT-консультанта Юрия Полюховича открыть собственный бизнес. Их онлайн-магазин стал первой украинской торговой площадкой в интернете по продаже ингредиентов для приготовления суши в домашних условиях.
Когда завсегдатаи ресторанов японской кухни, и к тому же закадычные друзья, Евгений Ильченко и Юрий Полюхович решили побаловать себя суши собственного приготовления, оказалось, что сделать это не так-то просто. Будучи поклонниками интернет-торговли, первым делом они занялись поиском необходимых ингредиентов в Сети. Но в Украине не оказалось ни одного профильного онлайн-магазина. Да что там говорить — обычных торговых точек, где можно было бы приобрести все для суши, в городе единицы. Любители японской кухни объехали пол-Киева, посетив несколько супермаркетов и рынков, чтобы затовариться всем необходимым для домашнего приготовления популярного японского блюда. Но ведь таких любителей — тысячи, подумали будущие предприниматели и открыли магазин «Суши Сам». Японский гастроном «К авантюрам мы не склонны, — объясняет Евгений Ильченко. — Поэтому долго просчитывали все риски, продумывали план действий до мелочей. Мы установили для себя дедлайн — 15 мая 2008 г. К этой дате должны были организовать все таким образом, чтобы бизнес мог функционировать без нашего активного вмешательства». Предприниматели зарегистрировали СПД, сняли офис и наняли в штат менеджера по продажам и курьера. Самым сложным на первых порах оказалось решение кадрового вопроса. Невозможно было найти человека с опытом подобных продаж и при этом разбирающегося в специфическом восточном ассортименте. «Поначалу с приготовлением суши мы экспериментировали сами, чтобы понять, насколько такая еда будет близка украинцам, — вспоминает Юрий Полюхович. — Свои знания передали сотрудникам. Результат не заставил себя долго ждать — уже спустя месяц заказы стали регулярными». Время для онлайн-запуска предприниматели считают удачным. Благодаря недорогому продвижению в Сети и тогдашнему курсу доллара стартовые капиталовложения составили немногим более 20 тыс. грн. В нынешних условиях реализация проекта обошлась бы вдвое дороже. Около 30% суммы пошло на закупку первой партии продуктов, на запуск и раскрутку сайта — 30%, оставшиеся траты пришлись на покупку промышленного 400-литрового холодильника для глубокой заморозки, аренду офиса и оплату труда наемного персонала. В ассортименте магазина на данный момент около 150 позиций, включая аксессуары и посуду. Предприниматели сделали ставку на продукты премиум-класса. И не прогадали. Поневоле покупатели сравнивают стоимость суши домашнего приготовления с ценами ресторанов, открывая для себя, что наценка у последних — от 300%. «Рынок японских заведений в Украине удовлетворяет спрос всего на 30%, — убеждена Ольга Насонова, директор компании «Ресторанный консалтинг». — Украинцам нравится японская кухня, но часто посещать даже недорогие японские заведения (где средний чек составляет 70-100 грн.) для многих не по карману. Отсюда и возникает желание приготовить суши самостоятельно». При этом украинский рынок ингредиентов и аксессуаров для приготовления суши, по оценкам г-жи Насоновой, заполнен не более чем на 60%. Что открывает неплохие перспективы для бизнеса Евгения Ильченко и Юрия Полюховича. Осознают это и рестораторы. Так, примеру героев «ВД» последовала сеть «ЯпонаХата», которая решила открыть интернет-магазин ингредиентов для суши, а также суши-школу для любителей. Впрочем, Светлана Заверненкова, координатор проекта «Суши-школа», склонна рассматривать этот шаг скорее как маркетинговый ход, рассчитанный на увеличение числа почитателей японской кухни, нежели освоение нового доходного бизнес-направления. По секрету всей Сети Главным каналом продвижения своих услуг предприниматели считают «сарафанное радио», и потому ревностно контролируют обратную связь. «Интернет-магазин — это всегда публичный бизнес: клиенты делятся информацией и откликами на форумах, — рассказывает Юрий Полюхович. — Добиться успеха в интернет-коммерции сложнее, чем на обычной торговой точке. Если покупателю не понравилось что-то в торговой точке где-нибудь на рынке, он просто туда не пойдет второй раз. А если человек остался недовольным в интернет-магазине, его негативные отклики на форумах могут «зарубить» бизнес». В среднем каждый удовлетворенный покупатель обеспечивает приток еще четырех-пяти заказчиков. Как правило, это люди, которые попробовали японские изыски домашнего приготовления в гостях либо поучаствовали в «суши-шоу» — приготовлении японских блюд в большой компании. Ежемесячно интернет-магазин обрабатывает 75-100 заказов, средний чек каждого — 300-330 грн. И чем холоднее и неприветливее за окном, тем выше продажи: предприниматели подметили, что пик заказов приходится на время, когда люди вынуждены находиться дома из-за плохих погодных условий. Офлайновые торговые точки предприниматели своими конкурентами считают лишь отчасти. «Любители японской кухни рассредоточены по стране. А потому затраты на аренду торговой точки, ремонт помещения, коммунальные платежи себя не оправдывают, — убежден Евгений Ильченко. — Другое дело интернет-магазин, географический охват которого — вся Украина». На данный момент около 15-20% продаж приходится на регионы, что вполне объяснимо. В большинстве провинциальных городов нет ни японских ресторанов, ни суши-баров. Так что почитателям японской кухни, проживающим в небольших городках, не остается ничего другого, как готовить экзотику самостоятельно, из специально доставленных ингредиентов. За доставку придется выложить дополнительно 15-30 грн. Ежемесячная рентабельность бизнеса героев «ВД» редко опускается ниже 30%. Хотя кризис поначалу заставил предпринимателей поволноваться, однако дальнейший ход событий вселил в них оптимизм. «Кризис отразился на всех сегментах, кроме разве что рынка коллекторских услуг, — шутит г-н Полюхович. — Помню день, когда курс доллара резко подскочил. Тогда заказы приостановились вообще — люди не знали, чем это закончится. Но уже через одну-две недели работа пошла по привычному сценарию». http://www.vd.net.ua/ Читать также: Открываем свой интернет-магазин 5 оригинальных идей агробизнеса Как заработать миллион на проблемах? Кофе-машина, стоп Лёгкий бизнес-план: « Антикризисный магазин » |