На днях мы пообщались с главой продюсерского центра «Ройбер» Максимом Спиридоновым. Темой нашей беседы стал бизнес в сети интернет. «Ройбер» владеет целым рядом успешных проектов, таких как «Школа жизни», PodFM, Calend.ru. Максиму мы задали вопросы, которые сегодня интересуют любого интернет-предпринимателя или человека, который хочет им стать.
Имеет ли какой-то смысл начинать новый интернет-проект в это время? Кризис еще не кончился и многие аналитики даже предсказывают его вторую стадию, но при этом мы все уже смогли привыкнуть к нему и как-то сориентироваться. Что вы думаете по этому поводу? И что бы посоветовали предпринимателю, начинающему свой проект сегодня? Мне думается, что проект начинать стоит всегда, когда есть вера в него, уверенность в своих силах, а так же энергия и желание работать. Создание самого скучного и прагматичного бизнес-проекта, если подойти к этому с умом и фантазией, - это и увлекательное рискованное путешествие в неизвестность и, своего рода, творческий акт. А творчество хорошо само по себе. Оно интереснее и лучше механического повторения уже сделанного или пройденного. Да, сегодня, действительно далеко не самое комфортное время для старта. С другой стороны, жесткая среда, сложность получение инвестиционных и заемных денег, создают ситуацию, когда выживают и становятся на ноги только по-настоящему сильные проекты. Не раз уже замечено – кризис стал, своего рода, санитаром леса, который убивает или даже не дает родиться слабым, а сильных, способных с ним бороться, делает еще сильнее и жизнеспособнее. Что посоветовать? Умейте выбрать верное направление, выкладывайтесь до последнего, стараясь пробить свой путь, вдохнуть жизнь в свой проект. Но, в то же время, учитесь чувствовать, когда дальнейшее движение бессмысленно. И имейте смелость признать ошибочность выбранного пути, если это становится очевидным. Некоторое время назад команда нашего проекта присутствовала на проектной сессии StartupIndex. Многие эксперты в тот день утверждали в личных беседах с нами, что заработать деньги на рекламе на проектах подобных нашему не получится. При этом почти все проекты, представленные в тот день, собирались зарабатывать на рекламе. Неужели время заработка с рекламы в рунете прошло и строить второй Хабр бессмысленно? Создавая контентный проект, можно ли сегодня ориентироваться на доходы с рекламы или нужно искать что-то другое? Нельзя сказать, что время зарабатывать на рекламе прошло. Как и раньше крупные электронные СМИ, имеющие значительную аудиторию, репутацию и хорошие отделы продаж, прекрасно монетизируются. Отлично зарабатывают авторитетные общественно-политические новостные проекты типа Ленты.ру, Ведомостей, Коммерсанта, а также многие нишевые издания, затребованных рекламодателями Рунета тематик. Таких, как «авто», «недвижимость», «банки, кредиты, ипотека» и т.п. Изданиям общего профиля или менее затребованных тематик и раньше не доставалось особо много рекламных денег. Сейчас стало еще сложнее. Зарабатывают только те, кто смог собрать аудиторию хотя бы в несколько десятков тысяч человек в сутки. Остальным, действительно, сейчас приходится не сладко. По рекламной модели будут продуктивно работать те, кто сумеет убедить рекламодателей в своей нужности и эффективности своих площадок с точки зрения рекламной отдачи. А вот аргументы, с помощью которых каждый будет убеждать, могут быть очень разные: высокая посещаемость, точно выверенная тематическая ниша и соответствующая аудитория сайта, подтвержденная авторитетными исследованиями и т.п. Собственно, это было так всегда, сейчас просто стало еще более очевидным. Контентные проекты делать вполне своевременно и сейчас, но если у вас нет желания кормить издание на собственные деньги, подумайте, откуда будут браться финансы. И, если есть расчет на рекламные деньги, еще при планировании задайтесь вопросом, какому рекламодателю (или, быть может, меценату, вдруг вы и такого найдете) вы будете предлагать купить часть внимания своих посетителей. Сколько готовы рекламодатели искомого типа платить? За что? И так далее. От полученных выводов и выстраивайте свои планы. Нужно просто чуть больше прагматики и здравого подхода к планированию. Если же действовать по принципу «мы сейчас чего-нибудь классного намутим, а потом продадим рекламу», очень велик риск, что продать рекламу и не удастся. Верите ли вы в сервисную модель, когда ресурс оказывает какие-то платные услуги? В платную подписку, когда доступ к контентному проекту осуществляется за деньги? Насколько мне известно, портал о рекламе AdMe.ru как раз продает аккаунты, дающие пользователям полный доступ к их сайту. В сервисную модель, как таковую, конечно верю. В Рунете она прекрасно реализована, например, на сайтах знакомств. Платежи от пользователей у двух ведущих игроков этого рынка серьезно превышают поступления от рекламы. В случае с контентными проектами, есть сомнения, что пользователь в Рунете готов платить за информацию. Либо это должна быть какая-то крайне полезная информация. Хотя, и в этом случае есть опасность погореть. Для начинающего проекта без невероятно эксклюзивной информации – это однозначно тупиковый путь. Недавно вы перезапустили свой проект Calend.ru. Проект очень полезный, но при этом вызывающий у меня много вопросов. Мне кажется, что это один из тех проектов, монетизация которых не совсем очевидна. Как вы собираетесь зарабатывать на нем? Сам по себе сайт, будем откровенны, находится в неудачной, с точки зрения продаж рекламы, нише «общих интересов». Поэтому стоимость рекламы на нем невысока, а спрос на нее сейчас невелик. Однако, там довольно высокая посещаемость: 30-50 тысяч в обычные дни и до 100-120 тысяч на пиках, в дни больших праздников. Таким образом, когда, как сейчас, у нас мало выкупленных площадей, мы зарабатываем на контекстной рекламе и интегрированных в контент сайта партнерских программах. И зарабатываем неплохо. А какова ситуация с подкастами? Ваш ресурс PodFm развивается по плану? У меня складывается ощущение, что некоторый бум по подкастам прошел и уже все меньше людей говорит про рекламу в подкастах. Каково ваше мнение и планы по этому проекту? PodFm за год мало вырос. Это правда. Подкастинг в Рунете, вопреки ожиданиям многих, себя вообще еще толком не нашел. Однако, я уверен в том, что мы сумеем поднять этот проект. Недавно мы начали подготовительные работы к новой фазе развития сайта. Я даже сам завел подкаст («Эксперт-шоу Рунетология») для того, чтобы почувствовать, что такое быть подкастером. Тут можно раскрыть небольшой секрет – в перспективе «Рунетология» может стать имиджевым продуктом PodFm и тоже косвенно участвовать в его продвижении, наряду с другими инструментами, которые сейчас планируются.Вот-вот будет подписан один документ, который позволит нам работать в направлении развития проекта куда более эффективно. PodFm.ru о себе еще заявит. Насколько сложно сегодня найти инвестора для своего веб-проекта. В какие проекты наиболее охотно вкладывают деньги фонды и бизнес-ангелы? Какие направления интернет-бизнеса вам кажутся наиболее перспективными в России в ближайшие годы? Деньги сейчас дают под то, что прогнозируемо и может быстро эти деньги вернуть с хорошей маржой. И бизнес-ангелы и фонды с удовольствием вложатся, даже в условиях кризиса, в проект с ясной, кропотливо рассчитанной, реалистичной моделью заработка, ведомый опытным, толковым предпринимателем. При этом получение инвестиций тем более вероятно, чем более законченным будет рабочий прототип. Еще лучше, если это будет даже не прототип, а уже работающая и зарабатывающая, согласно плану, модель. В этом случае и предприниматель сможет выговорить куда более выгодные для себя условия получения инвестиций. Иными словами, сейчас, прежде всего, смотрят не на концепцию, а в документ с информацией по доходам-расходам. И лучше, когда это не прогнозируемые, а уже реальные цифры. Время инвесторов-романтиков, которым хватало рассказа о планах построения социальной сети «типа Одноклассников, только лучше», безвозвратно ушло. Да и было таких романтиков, признаться, крайне мало. Насколько лет вообще российский интернет отстает от немецкого и американского? Есть ли шанс, что в будущем мы сможем нагнать Европу или США? Или же по-прежнему все реальные инновации будут там, а мы будем только копировать? Точно сказать нельзя. Я примерно оцениваю - 5-7 лет отставания от США и 3-5 лет от Западной Европы. Есть отрасли, где меньше, есть - где больше. Догоним ли мы их? В ближайшие годы - нет. Лет через 10-15 можем вернуться, к этому разговору. Быть может, тогда все изменится. http://biztimes.ru/ Читать также: Интернет-выставки Бесплатные новости в интернете закончатся? О дистанционной торговле и электронных деньгах. Преимущества и недостатки Реклама убегает от кризиса в интернет Александр Ольшанский - бригадир доменного цеха 20 типов сайтов, которые приносят прибыль |