Недвижимость в Украине все еще переоценена, золото уже слишком дорого, фондовый рынок недостаточно развит, банкам верят пока немногие. Некоторые инвесторы в такой ситуации решаются вкладываться в Искусство.
То, что красиво, может быть выгодно. Тем более что цены на арт-объекты сейчас куда гуманнее, чем год-два назад. Особенно на искусство современное. «У Вас какая-то несвоевременная статья, – эмоционально заметила «Деньгам» директор галереи «Триптих» Татьяна Савченко. – Из-за кризиса и этой политической чехарды никто никуда не вкладывает, а тем более в искусство». Но затем сама же рассказала нам, что в последнее время украинский контемпорари арт (современное искусство) активно покупают россияне. Совладелец аукционного дома «Золотое сечение» Алексей Василенко рассказал «Деньгам», что цены на работы ведущих украинских художников в 2009 году в среднем упали на 30%. «Но это в среднем, есть такие, которые дешевле не стали», – пояснил г-н Василенко. Он справедливо считает, что момент падения рынка – как раз то самое время, когда надо покупать. Евгений Карась, совладелец галереи «Карась», уверен: «Цены будут расти, ведь сейчас они занижены». Он напомнил, что в последние годы в Украине появилось несколько хороших выставочных площадок, на которых выставляются объекты современного искусства: «Мистецький арсенал», PinchukArtCentre, фестивали «Арт-Киев» и «Гогольфест». Большие выставки способны повлиять на арт-рынок, потому что привлекают западных покупателей. «Продажи украинских художников на международных аукционах показали, что украинский контемпорати арт за границей ценится гораздо выше, чем у нас», – рассказал г-н Карась. По его прогнозам, еще больший интерес ко всему украинскому вообще и к художникам в частности должны вызвать чемпионат «Евро-2012» и масштабные спецпроекты, которые обязательно появятся к этому времени. Место в искусстве В общем, современное искусство может стать хорошей долгосрочной инвестицией. Но с некоторыми оговорками. Во-первых, точно подсчитать ее прибыльность крайне сложно. Во-вторых, правильно выбрать объект инвестирования без помощи специалиста почти невозможно. «С современными художниками, как с поп-звездами, все зависит от степени раскрученности. Раскрутить можно любого художника, но PR дает сиюминутную выгоду, и художник, дорогой сегодня, завтра может сильно упасть в цене. Поэтому лучше обращаться к специалистам», – предупреждает директор Киевского музея русского искусства Юрий Вакуленко. Теоретически, независимых и незаинтересованных в продажах экспертов можно было бы найти в музеях. Но украинские музеи «контемпорари» не занимаются. «Современное искусство нам не очень интересно, нам ближе старые мастера», – пояснил г-н Вакуленко. Он посоветовал искать экспертов в галереях, но предупредил, что обращаться лучше в хорошо зарекомендовавшие себя места. «У галерей, как и у художников, есть свой рейтинг. Его можно определить по уровню выставок, уровню художников, с которыми галерея сотрудничает, по частоте упоминаний в прессе. Если обратиться в неизвестные галереи, есть вероятность, что там дорого продадут то, что ничего не стоит», – предупредил директор музея. Галереи способны помочь выстроить стратегию в зависимости от целей инвестора и подобрать подходящие объекты, а аукционные дома, если обращаться к ним, помогут найти те картины, цены на которые с большой долей вероятности вырастут. «У разных художников есть разные периоды творчества, одни считаются более удачными, другие менее. Поэтому работы одного и того же мастера могут стоить очень по-разному, и без специалиста не разобраться», – предупреждает Алексей Василенко. Помощь эксперта обойдется в 3–10% от суммы инвестиции. Доходность инвестиций также находится в прямой зависимости от суммы. Как рассказали в «Золотом сечении», если ресурсы инвестора позволяют, он может искусственно увеличить доходность своих вложений. Для начала надо купить работу недооцененного художника. Потом еще одну, но дороже. Потом еще и еще, и каждый раз дороже. Об этих покупках должны узнать другие инвесторы, должны появиться положительная динамика аукционных продаж и интерес к художнику. На волне интереса к художнику начнут покупать другие инвесторы, и цены на его работы поднимутся очень сильно. Тогда придет время продавать. Чтобы не стать жертвой подобных манипуляций, стоит внимательно изучать статистику продаж – если в последнее время продажи и стоимость работ художника растут подозрительно быстро, от покупки его работ пока лучше воздержаться. В поисках шедевров Самый важный вопрос для любого инвестора – где найти недооцененный объект. В случае с арт-рынком искать придется в галереях (на аукционах недооцененных объектов не бывает по определению). Казалось бы, можно договориться напрямую с художником и купить работу у него в мастерской, но для начинающих этот путь не подходит. Работы малоизвестного художника, с которым не работает еще ни одна из известных галерей, оценить адекватно почти невозможно (нет нормальной статистики продаж). А работы известного художника в мастерской будут стоить столько же, сколько и в галерее. «У меня есть договор с галереями, которые меня представляют и вкладывают деньги в мое продвижение, – рассказала «Деньгам» художница Анна Гидора. – Где бы мою картину ни купили, в мастерской или в галерее, она будет стоить одинаково. Я просто не имею морального права продавать дешевле». По ее словам, есть художники, которые в мастерских продают картины дешевле. Но таких очень быстро перестают выставлять, а значит, стоимость их работ падает. «Хотя, конечно, все зависит от договора с галереей – если там речь идет только об услугах по продвижению, то художник может продавать свои работы сам, и никто на него не обидится», – уточнила Анна Гидора. Объективный прогноз Особенно перспективными объектами для вложений Евгений Карась видит живопись отдельных «быстрорастущих» не раскрученных украинских художников и фотографию. Особенно фотографию. Ее удобно собирать, очень легко выстроить тематическую коллекцию, а сами изображения еще доступны по цене. «Фотография в Украине сильно недооценена. У нас считается, что снимок не может стоить дороже картины, хотя на ведущих мировых аукционах фотография оценивается так же, как и живопись. А в Украине я знаю пока только двух серьезных коллекционеров фотографии», – отметил г-н Карась. За фотографию ратует и Алексей Василенко. На одном из последних аукционов современного искусства Phillips de Pury в Лондоне фотография боксера Владимира Кличко, выполненная украинским художником Ильей Чичканом, ушла за 5 тыс. фунтов. А живописное полотно «Соломинка» киевлянина Арсена Савадова, который очень известен как фотограф, ушла за 22,5 тыс. фунтов. К слову, его фоторабота из серии «Донбасс-Шоколад» в 2007 году была продана на аукционе дома Sotheby’s за $17,8 тыс. ИТОГО: Прибыльность вложений в современное искусство прогнозировать сложно. Но оно способно принести не только деньги. Коллекционирование предметов искусства поможет зарекомендовать инвестора как культурного человека и введет его в круг просвещенной элиты. К тому же это просто красиво. Где еще почитать об инвестициях в искусство: Автор: Анна Кибовская http://www.dengi.ua/ Читать также: Малый Эрмитаж. Галерейный бизнес со “стартовых” $1,5 тыс. Эксперты предлагают вкладывать деньги в раритетные автомобили Филокартия: интуитивное коллекционирование или… ставка на факты? Риск "красивых инвестиций" Коллекционирование как способ инвестирования Книголюбы и библиофилы: как считать, когда другие читают Прибыль на галерейном бизнесе Владелец Christie's, Франсуа ПИНО: "Мои конкуренты либо умрут сами, либо я их съем" |