На интернет-проекте можно озолотиться. Но редко
С интернетом связаны многие истории успеха последних лет. Поэтому неудивительно, что самым популярным словом среди молодых IT-разработчиков стало «стартап». Имеет ли смысл посвятить себя оригинальному интернет-проекту в надежде озолотиться — выяснял The New Times. Каждый второй мечтает создать новый Facebook, каждый третий — Google. Но специалисты обращают внимание: многие популярные сайты с миллиардной капитализацией на самом деле — «пузыри». Добиться сверхприбылей на интернет-рынке не так просто, как кажется тем, кто хочет видеть только истории успеха, такие как стремительный взлет Марка Цукерберга и Facebook. Причина — на поверхности: в отличие от покупателей большинства других продуктов пользователи сайтов, как правило, ничего не платят. Так что здесь мало собрать большое количество клиентов, нужно еще и придумать — каким образом заработать на них? Это удается далеко не всем. Поэтому инвесторы перед вложением денег в новый сайт обязательно спрашивают о схеме монетизации, по которой он собирается зарабатывать. Четвертый — лишний? Казалось бы, самый очевидный вариант монетизации — реклама. Но цена одного показа баннера очень низка, и для больших доходов нужно не только обеспечить очень много показов, но еще и увеличить как-то их ценность. Это получилось у Google, Facebook и «ВКонтакте»: число пользователей у них гигантское, а сделать рекламу эффективнее и дороже удалось, найдя ей подходящих адресатов (Google для этого учитывает, какие поисковые вопросы вы вводили, соцсети — какие данные о себе сообщали). Так что у этих трех — устойчивая большая прибыль, и ничто не говорит о том, что завтра ее источник может иссякнуть. Но стать четвертым в этом ряду крайне сложно: рынок поделен, остается только делать узкоспециализированные недорогие проекты вроде «соцсети для автомобилистов». Продать немедленно Другой способ — продажа товаров. Но и этот рынок, будучи прибыльным, поделен вдоль и поперек: основать небольшой специализированный магазин и зарабатывать на хлеб можно, но составить конкуренцию Amazon затруднительно. Разве что не хватает универсального магазина для музыки и видео, сочетающего широчайший ассортимент по доступной цене с выбором между «воспроизвести прямо сейчас» и «скачать на будущее». Но его отсутствие вызвано не тем, что никто до такого не додумался, а тем, что правообладатели не хотят идти навстречу создателям сервисов — даже если этим создателем стал Google. Третий вариант — специализированные услуги, привязанные к тематике сайта. Например, сайт LinkedIn задуман как «соцсеть для профессионалов», и в результате основные деньги получает не от рекламы, а от платных объявлений о работе. (Очевидно, что Facebook на этом выручил бы немного — для своих масштабов). Значимым местом для русскоязычного IT-сообщества стал сайт «Хабрахабр», причем настолько, что компании, заинтересованные в диалоге с этим сообществом, охотно платят за создание официального хабраблога. Вот здесь простор для фантазии есть — сайт теоретически может быть сколь угодно масштабным, а сами платные услуги — сколь угодно необычными. Впрочем, наличие доходов от них еще не гарантирует прибыльность. Например, сервис Groupon получает большие деньги от компаний, желающих раскручиваться с помощью его системы коллективных скидок, однако на поддержание сайта уходит еще больше. Таким образом, он одновременно получается и высокодоходным, и убыточным. Цель — другая Есть еще один вариант — проект не приносит больших денег, но его покупают для других целей. Когда Microsoft купил Skype за $8 млрд, то делал это не ради непосредственной прибыли: она очень скромная, ведь звонки внутри него бесплатны. Зато Skype мог посодействовать в продвижении платформ Xbox 360 и Windows Phone, что для гиганта оказалось важнее. Так, кстати, было и с YouTube (куплен Google в 2006-м), так могло бы произойти с сервисом онлайн-синхронизации Dropbox (пока что создатель сайта отказывается продать его Apple), так теоретически может случиться с убыточным Groupon — его владельцы в прошлом году отказались продаться Google, но очевидно, что предложения еще будут. Только без паники Так или иначе, ясно, что кризис лопнувших «пузырей» интернет-индустрии пока не грозит. Часть популярных сайтов — прибыльные и стабильные проекты, часть просто еще не успела выйти на окупаемость, а остальные, даже если не сумеют выйти в плюс, не закроются, а продадутся крупным игрокам. Например, Twitter никак не может найти свою схему монетизации, но его гигантская аудитория — настолько лакомый кусок, что ей не дадут пропасть. У популярных окупающихся проектов может упасть капитализация, если прибыль останется меньше прогнозируемого, но трагедии в этом нет, они продолжат работать. Закрыться полностью могут лишь отдельные, неудачно придуманные сайты. Но и это к коллапсу на рынке не приведет, и говорить о новом «пузыре», который всех накроет, как во время краха доткомов в конце 90-х, — паникерство. http://newtimes.ru/ Читать также: Идеи для стартапа. Ideas for Startups Пола Грэма. Forbes. Самые богатые американцы 2011 11 правил Билла Гейтса Как зарабатывают пользователи соцсетей и блогов Кто владеет «В контакте» Как зарабатывать 100000$ в месяц Смотреть также: Как заработать миллион в интернете? Как продавать рекламу на сайте. Сергей Петренко Видеосеминар Максима Спиридонова "Веб 2.0-бизнес: как построить и раскрутить интернет-проект" |