39-летний Джон Оринджер основал десяток различных компаний, прежде чем его осенила идея создания виртуального фотобанка Shutterstock, которая и сделала молодого нью-йоркца первым миллиардером Силиконовой аллеи.
Силиконовая аллея, названная по аналогии с Силиконовой долиной в Калифорнии, - это сектор Манхэттена, где сосредоточены новые интернет- и медиакомпании. "Я уже столько раз терпел неудачи, что готов был пережить это еще раз", - рассказывает Оринджер о своем решении заняться бизнесом, связанным с фотографией, - областью, о которой он вообще ничего не знал прежде. После проведения в октябре 2012 года IPO (первичного размещения акций на бирже), а также благодаря тому, база данных Shutterstock на сегодняшний день содержит более 28 миллионов фотографий, видео и иллюстраций, акции компании растут как на дрожжах. Джону Оринджеру принадлежат более 55% активов компании, что в денежном эквиваленте составляет 1,05 млрд долларов США. "Я купил фотоаппарат" Клиенты Shutterstock заказывают самые неожиданные изображения - от рыжеволосой девушки до увеличенного снимка насекомого Начинал свою карьеру Оринджер совсем с другого. Он занимался разработкой программы, которая бы препятствовала появлению в интернет-браузере всплывающих окон, содержащих рекламу, ссылки на другие сайты, предложения зарегистрироваться на различных порталах и прочее. Сегодня такая блокировка всплывающих окон по умолчанию устанавливается в большинстве браузеров, таких как Firefox, Chrome и другие. "Я занимался разработкой приложения, и мне нужны были самые разнообразные фотографии с изображением чего угодно для оформления веб-страниц. И я вдруг понял, что их не так-то просто найти", - вспоминает Оринджер события 2003 года. В то время лишь несколько компаний специализировались на создании абстрактных изображений различных мест, предметов, животных и много другого, что используется для оформления интернет-страниц. Эти компании, как, например, Getty Images, работали в основном на новостные агентства, и их продукция стоила дорого. Клиент помельче должен был выложить немалую сумму за обычную фотографию яблока или заката. Не имея за плечами никакого особенного опыта в фотографировании, Джон купил себе за пару тысяч долларов хорошую камеру и начал бродить по городским улицам – сначала родного Нью-Йорка, а затем и мировых столиц – в поисках самых общих видов. По его словам он искал нечто прямо противоположное тому, за чем охотятся туристы: ему были нужны самые прозаические кадры, самые банальные ландшафты. В первый год он сделал более 30 тысяч снимков и разместил их на своем сайте Shutterstock. Чтобы повысить его посещаемость и привлечь новых клиентов, он по дешевке размещал объявления на рекламных платформах вроде Google AdWords. "Точкой отсчета моего нового бизнеса стал момент, когда я уже не справлялся с масштабами спроса", - вспоминет Оринджер. Один за всех Все это он делал, по сути, не выходя из своей квартиры на Манхэттене. "Многие удивлялись, почему я не еду в Силиконовую долину и не вливаюсь в тамошнюю машину стартапов [новых предприятий, начинающих бизнес в новаторской сфере, создатели которых стремятся стать полноправными участниками рынка]", - вспоминает Джон. "Фотография меняется, и многое, что связано с фотографией, меняется беспрестанно" Джон Оринджер По его словам, в 2003 году решение остаться с новым бизнесом в Нью-Йорке было весьма экстравагантным. "Мне, конечно, особенно повезло в том, что не надо было искать средства на развитие своей идеи", - говорит бизнесмен. В отличие от многих компаний, занимающихся технологиями, Shutterstock была создана без привлечения внешних инвестиций. Да и, собственно, практически вообще без каких-либо инвестиций, если не считать стоимость камеры и аренды небольшого помещения под офис. Сначала Джон Оринджер все делал сам – снимал, занимался дизайном сайта и даже отвечал на телефонные звонки. Жалобы некоторых клиентов помогли ему понять, где и как можно улучшить бизнес. Затем он начал нанимать персонал. Но, вопреки логике, его первыми служащими были не фотографы, а инженеры, на которых постепенно перекладывалась ответственность за работу и наполнение Shutterstock. Поймать кота "Я четко знал, как и что я хочу сделать, и в то время мне это удавалось всего лишь с тысячами долларов, а не с миллионами", - говорит Джон. В основном заказчики используют фотографии Shutterstock для оформления веб-сайтов и интернет-изданий Сегодня Shutterstock продает картинки 750 тысячам клиентов в 150 странах мира. В прошлом году прибыль компании составила 47,5 млн долларов, что означает рост в 117%. Будущее компании также выглядит блестящим. По ее оценкам, рынок цифровых изображений - фотографий, видео и иллюстраций - к 2016 году вырастет с нынешних 4 млрд долларов до 6 млрд. "Фотография меняется, и многое, что связано с фотографией, меняется беспрестанно", - говорит Оринджер, подчеркивая, что хоть число газет и прочих традиционных потребителей услуг фотографов заметно сократилось, Shutterstock продолжает выступать источником прибыли для своих контрагентов. Более 40 тысяч фотографов-фрилансеров работают сегодня на компанию Джона Оринджера. В режиме реального времени они видят, какие запросы поступают и откуда. Например, кому-то в данный момент понадобилось изображение кота. Пока снимки скачиваются, клиент оплачивает заказ, а фотограф сразу же получает свой гонорар. По приблизительным подсчетам компании, за годы использования услуг фотографов им было выплачено более 150 миллионов долларов. Для многих сотрудничество с Shutterstock давно стало основным и постоянным источником дохода. Можно летать Сегодня офис Shutterstock занимает четыре этажа одного из зданий на Манхэттене Благодаря своему состоянию, Оринджер стал героем первых газетных полос, а акулы нью-йоркского бизнеса наперебой поздравляют его, дружески похлопывая по плечу. Но сам Джон Оринджер ведет себя весьма скромно. Он не любит говорить о своем новом качестве миллиардера, сразу просит сменить тему. Единственное "развлечение для богатых", которое он себе позволил – это собственный вертолет, о котором мечтал очень давно. Недавно Джон получил лицензию на управление вертолетом и теперь летает по округе, в том числе и в долину реки Гудзон к северу от города. Джон признается, что его приводит в восторг устройство вертолета – схемы, механика, электроника. Он уверен, что его увлечение связано с его первым бизнесом, когда в юношестве в доме своих родителей он чинил старые компьютеры. Вообще-то кроме интернатуры в период обучения в колледже у него никогда не было работы в традиционном понимании этого слова. "Возможно, сейчас это и будет настоящая работа", - говорит миллиардер. Ким Гиттлсон Бизнес-корреспондент Би-би-си, Нью-Йорк Читать также: Как заработать на фотографиях? Как потерять $29 млрд за 1 год 10 миллиардеров, которые не закончили школу Как стать миллиардером - пример основателя Diesel Самые молодые миллиардеры мира 2013 Векторная графика и микростоки |