Да и просто я ее не знаю.
Скорее я хочу обсудить, что делает вашу фирму ценной для вас, для потенциальных инвесторов, покупателей и т.п.
Плюс, я хочу написать о перекосах. Чаще всего в компании ценность накапливается буквально в одном или двух пунктах, тогда как про остальные забывают. Это достаточно опасная стратегия, так как даже один слабый пункт может легко убить компанию, преуспевающую по многим другим.
- деньги
Тут все достаточно просто. Это то, что лежит у вас в банке или то, что вам должны (хотя лучше все-таки именно в банке).
Если у вас будут любые временные финансовые трудности, то будь у вас хоть все остальные пункты потрясающие, вам будет грозить банкротство. Кстати, как временное решение эти проблем можно работать с кредитами или инвестициями (первое быстрее, второе, вряд ли можно сделать быстро).
- интеллектуальная собственность/продукт
Достаточно важно осознавать, что это является ценным только в том случае, если продукт востребовал и его можно продавать. Если ваша компания владеет продуктом, который разрабатывался для программируемого калькулятора МК 61, то как вы понимаете о цене тут речь не идет.
По большему счету фирма может обходится и без собственного продукта и прекрасно жить. Скажем WalMart ничего не выпускает, а только распространяет чужие продукты и прекрасно себе живет. Тем не менее, собственный продукт это наименее быстро «киснущий» компонент, после денег из этого списка. В смысле, что, если вы имеете продукт, то хоть его и надо обновлять, но он может пролежать месяц на полке и потом продаваться.
Сюда же входит интеллектуальная собственность, в виде специфических знаний для оказания услуг, ну и разные патенты (кстати, которые в наше время скорее прерогатива больших фирм).
- команда
Эффективная команда с хорошими менеджерами, программистами, тестировщиками и т.п. тоже является хранителем цены. И хотя в отличие от продукта, команда может куда-то мигрировать, но, пока она с вами – это очень ценно.
Опять же неэффективная команда, или команда в которой мало профессионалов, не так ценна.
Как вы понимаете, в отсутствии команды вам будет очень тяжело как оказывать услуги, так и делать продукт.
- процессы
Готовые и настроенные процессы по выпуску продукта или услуги также ценны. Еще больше они ценны, если есть команда к ним привычная.
Как пример ценности процесоов – когда продают франчайзинг McDonnald’а – то продают именно их.
Без процессов, большой проблемой становится текучка кадров. Чем меньше процессов, тем больше приходится «вручную» обучать новичков в команде и тем менее эффективно это происходит.
- клиентская база
Опять же, все достаточно просто – это текущие клиенты (и чем больше они тем лучше) и потенциальные клиенты с которыми вы общались и которые временно с вами не работают. Если клиент постоянно с вами не работает или он о вас не знает, то естественно его в клиентскую базу отнести нельзя.
Без клиентов – бизнеса нет, есть только хобби. Причем, пожалуй, это по важности второй пункт за деньгами. Обычно обладая хорошими клиентами, можно раскрутить все остальные пункты, но не всегда обладая всеми пунктами можно заполучить хороших клиентов.
- имя
Имя играет роль только в том случае если ваша фирма либо находится в небольшой нише, где ее хорошо знают, либо работает с очень большим количеством клиентов.
Отсутствие имени на начальном этапе может быть нормально, но всегда приятно, когда тебя знают, так как обычно это привлекает новых клиентов.
Тем не менее, множество бизнесов построено именно на имени. Гадость эквивалентную Coca-Cola может выпустить кто угодно. Продать ее в миллиардах экземпляров – только они.
Так что, надо следить, чтобы фирма имела хоть какой-то разумный запас в каждом компоненте.
А во вторых прмерно по этим же пунтам оценивают фирму и инвесторы.