Мальчик
, родившийся в 1861 году в маленьком немецком городке Альбек
, в школе считался средним учеником и проявлял повышенный интерес разве что к биологии. Но отец настоял
, чтобы он стал механиком
, и в выигрыше оказались автомобилисты всего мира. Мальчика звали Роберт Бош.
После окончания технической школы в Ульме в 1879 году Роберт несколько месяцев проработал медником в компании своего старшего брата в Кёльне, потом набирался опыта в электротехнике в мастерской Вильгельма Файна (изобретателя электродрели) в Штутгарте и изучал в ювелирной компании Фридриха Рёдигера конструкцию первой цепевязальной машины. Год он прослужил в армии, затем уехал в США, где работал в компании Эдисона, после чего переехал в Великобританию и устроился в компанию братьев Сименс.
В 1886 году Роберт вернулся на родину и открыл в Штутгарте «Мастерскую точной механики и электротехники». Одним из заказов, которые он получил, был ремонт системы зажигания большого стационарного двигателя внутреннего сгорания на фабрике компании Deuz. За основу Бош взял систему, разработанную Зигфридом Маркусом, — якорь с катушками, вращающийся в поле постоянных магнитов, генерировал электрическое напряжение, достаточное для создания искр, поджигавших топливную смесь в цилиндрах. Конструкция оказалась успешной. А затем компания Боша совершила настоящую революцию. В то время зажигание автомобильных ДВС было настоящей проблемой, которую каждый производитель решал по‑своему. В варианте Ленуара использовалось искровое зажигание с высоковольтными катушками Румкорфа и питанием от гальванических элементов, которых хватало на пару десятков километров. Альтернативой была система Готтлиба Даймлера: калильные трубки, которые перед запуском двигателя надо было разогреть с помощью горелки (это было долго и небезопасно).
Эксперименты Роберта Боша по усовершенствованию системы зажигания закончились революцией в автомобилестроении.
Первые эксперименты Боша на трицикле Beeston-Voiturette оказались неудачными: автомобильные ДВС были гораздо более высокооборотными (1000 об/мин), чем стационарные. Но в 1897 году механик компании Боша Арнольд Церингер сделал якорь неподвижным, разместив его внутри вращающегося металлического цилиндра. Эта система (магнето) оказалась столь удачной, что уже в следующем году ее стал устанавливать на свои машины Готтлиб Даймлер (более того, это была единственная в то время надежная система). А в 1902 году другой сотрудник компании, Готтлиб Хонольд, усовершенствовал зажигание, создав высоковольтное магнето и термостойкие керамические свечи зажигания. С тех пор скромная «Мастерская» превратилась в гигантскую корпорацию Robert Bosch, крупнейшего производителя самых различных автомобильных систем. Ее известная реклама гласит: «Не бывает автомобилей без Bosch».
Статья «Искры прогресса» опубликована в журнале «Популярная механика» (№6, Июнь 2016)
Читать также:
Как австралиец Руслан Коган основал свою онлайн-империю
Американська електрофура зібрала 7 000 попередніх замовлень на $ 2,3 мільярди
Успішні ігри: фінську студію Supercell оцінили в $10,2 млрд
Як у селі під Харковом українські авіаційні інженери організували виробництво вітрогенераторів