При нынешней инфраструктуре и системе регулирования рынка в Украине инвестировать в монеты сложно и рискованно. Ситуация изменится, если Нацбанк упростит доступ к памятным монетам и начнет выпуск инвестиционных
На прошлой неделе вступило в силу постановление Национального банка, которое меняет правила игры на рынке монет. Высокий спрос побудил регулятора отказаться от распространения последних через узкий круг банков-дистрибуторов. Теперь монеты будут реализовываться через территориальные управления НБУ по заявкам всех желающих. Нацбанк также отказался от ограничения цен. Раньше дистрибуторы приобретали монеты по оптовой, а продавали по розничной цене НБУ. Теперь и регулятор, и банки, которые хотят торговать монетами, могут не ограничивать себя в наценках. Нумизматы считают, что это новшество усугубит проблему дефицита на рынке. Монеты в качестве сувениров и средств сбережения пользуются у наших соотечественников все большей популярностью. Около 20% коллекционеров специализируются на серебряных, еще столько же приобретают недорогие (до 300 гривен) золотые монеты. Биметаллическими (золото/серебро) и дорогими монетами увлекаются пока единицы. Монетный рынок можно разделить на два сегмента — инвестиционный и памятный. НБУ выпускает только памятные (коллекционные) монеты, а инвестиционные импортируют банки. Это стало возможным после расширения трактовки понятия «банковские металлы» (постановление НБУ №325 от 6 августа 2003 года). Сейчас финучреждения продают иностранные монеты из золота не ниже 900-й пробы, серебра — не ниже 925-й, платины и палладия — 999-й, для чего они заключают договоры с монетными дворами или их представителями. Активным продвижением инвестиционных монет занимаются только «Райффайзен Банк Аваль» (единственное учреждение, которое напрямую работает с зарубежными монетными дворами), «Финансы и Кредит» и Имэксбанк. В прошлом году предлагать инвестиционные монеты дворов Австралии и Великобритании начал также VAB Банк. В арсенале отечественных фининститутов есть монеты Пертского монетного двора (Австралия), Королевских монетных дворов Великобритании и Испании, монетных дворов Польши, Новой Зеландии, Франции и Китая, Банка России. Однако банки не стремятся заниматься инвестиционными монетами из-за низкой ликвидности этого рынка и нерыночного механизма ценообразования. Нумизматы-инвесторы В условиях нестабильности курсов валют и ценных бумаг драгоценные металлы во многих странах становятся все более надежным средством сбережения. При этом инвесторы из США и Западной Европы предпочитают покупать их в виде недорогих и удобных по номиналу монет, а не слитков. Инвестиционные монеты отличаются от памятных простой чеканкой без зеркальной поверхности, высокой пробой металла и массовым тиражом. Их стоимость зависит не от художественной ценности, а от мировых цен на драгметаллы. Монеты больше подходят для коллекций и подарков, чем обычные слитки. На каждой инвестиционной «копейке» обязательно указывается содержание чистого драгоценного металла в тройских унциях. В мире такие монеты ежедневно котируются на покупку и продажу. У нас же банки продают их как обычный товар, цена которого складывается из стоимости приобретения, расходов на доставку и страхование, маржи финучреждения и зависит только от колебаний на рынке драгметаллов. К примеру, само золото может стоить дешевле, чем импортированные в нашу страну монеты из него. «Поскольку монетные дворы требуют предоплату, бывает, что со дня фиксинга цены до момента поступления монет в кассы банков золото значительно дорожает или дешевеет. В последнем случае цена продажи формируется исключительно на основе цены приобретения, без учета текущей мировой стоимости металла», — рассказывает главный менеджер по драгоценным металлам «Райффайзен Банк Аваль» Алла Ищенко. Отсутствие ежедневных котировок и жесткой привязки к ценам на драгметаллы снижает привлекательность монет как объекта вложений. Полноценный рынок инвестиционных «копеек» заработает у нас лишь в том случае, если Нацбанк сам начнет выпускать такие монеты и ежедневно будет выставлять котировки на их покупку и продажу. Однако центробанк заниматься этим не стремится, ведь удачные серии памятных монет приносят этому учреждению весомую прибыль и не доставляют никаких хлопот, поскольку в этом случае нет необходимости организовывать систему покупки. В условиях роста мировых цен на драгметаллы инвестиционные монеты могут приносить неплохую доходность. По словам начальника отдела операций с банковскими металлами VAB Банка Владимира Пищаного, за последний год цена монет, с которыми работает фининститут, в среднем поднялась более чем на 30%. При этом порог для инвестиций минимальный, поскольку стоимость инвестмонеты может колебаться от 70 до 10000 гривен. В то же время, в отличие от слитков и депозитов в банковских металлах, у монет есть один серьезный недостаток. «Многие банки продают, но не покупают монеты — маржа между покупкой и продажей для них больше, чем для слитков. Поэтому, чтобы получить высокий инвестиционный доход, нужен более длительный срок», — рассказывает Владимир Пищаный. По словам начальника информационного отдела Ассоциации нумизматов Украины Александра Шапиро, некоторые коммерческие финучреждения скупают монеты из драгметаллов по цене близкой к стоимости лома. Чтобы маржа не съела весь доход, эксперты рекомендуют делать долгосрочные вложения, то есть держать монеты не меньше трех-пяти лет. Тем не менее лидеры рынка с каждым годом увеличивают объемы их продаж. Так, «Райффайзен Банк Аваль» в прошлом году продал 11,2 тыс. золотых, 44,8 тыс. серебряных и 0,2 тыс. платиновых монет. Причем наиболее востребованной оказалась серия австралийского монетного двора «Лунный календарь», состоящая из монет различного веса, изготовленных из разных металлов. Чаще всего импортные «копейки» приобретают не столько в расчете на повышение их стоимости, сколько для пополнения коллекций и в качестве подарков. Меньше тираж — выше цена В отличие от инвестиционных памятные монеты Национального банка можно еще использовать как средство платежа. Эти монеты способны приносить высокую доходность, но здесь неспециалисту еще сложнее выбрать подходящий объект для вложения. Рынок сегментирован по составу сплава и тематике выпуска (выдающиеся личности, высшие учебные заведения страны, возрождение украинской государственности, гетманские столицы, знаки Зодиака и т. д.). Металл, из которого изготовлена монета, играет далеко не главную роль. Стоимость памятных монет в большей степени зависит от их нумизматических характеристик — тираж, оформление, тематика. То есть цена формируется достаточно субъективно. Работает лишь одно правило: больше шансов значительно подорожать у монет, выпущенных небольшим тиражом, — причем приобрести их человеку с улицы очень сложно. Нумизматы жалуются, что многие монеты распределяются не в территориальных управлениях, а непосредственно руководством Нацбанка. Большое значение имеет и тематика. Особенно ценятся монеты,приуроченные к важным государственным, историческим, научным, культурным, спортивным событиям. К примеру, серебряная монета «10 лет независимости Украины» была выпущена ограниченным тиражом по цене 200 гривен за штуку. Теперь нумизматы готовы отдать за нее четыре-пять тысяч долларов. Розничная цена НБУ за выпущенную в 1998 году тиражом 10 тыс. штук монету из нейзильбера (медно-никелевый сплав с добавлением цинка), посвященную совещанию руководителей Европейского банка реконструкции и развития, составляла всего четыре гривни, а в сувенирной подарочной упаковке — семь гривен. «Часть монет в качестве подарков получили участники совещания, — рассказывает Шапиро. — Теперь, спустя десять лет, на нумизматическом рынке стоимость этой монеты достигает двух тысяч гривен.» Обычно за год выходит от двух до пяти серий золотых монет тиражом до 10 тыс. штук в зависимости от типоразмера, 11–15 — серебряных (до 10 тыс. штук) и 16–18 — из недрагоценных металлов тиражом 20–75 тыс. штук в зависимости от тематики. Большинство монет реализуется в течение двух-трех месяцев. Всего Нацбанк отчеканил 355 серий, но лишь несколько из них очень сильно поднялись в цене. В 2007-м наибольшей популярностью у нумизматов пользовалась серебряная монета «Чумацкий шлях». Около 15% монет Нацбанк реализует через свои территориальные управления, остальные — через банки-дистрибуторы. Последние покупают их по оптовой цене, а физлица и юрлица — по розничной. Чтобы получить статус прямого дистрибутора, финучреждению необходимо подписать с НБУ договор на приобретение части (5–20%) каждого отчеканенного тиража. Кроме «Райффайзен Банка Аваль», контролирующего 20% рынка, специальный статус также получили Ощадбанк, банк «Форум», Укрпромбанк, «Хрещатик», ТАС-Комерцбанк, Проминвестбанк и «Днестр». Однако их лимиты все равно в два-четыре раза меньше, чем у лидера. Другие фининституты, занимающиеся нумизматикой, работают через прямых дистрибуторов, так что у них монеты стоят дороже. Монеты по записи Особенностью отечественного монетного рынка является немалый разрыв между спросом и тиражами центробанка. Дефицит создает благоприятную почву для спекуляций, которые, по мнению нумизматов, выгодны самому эмитенту. Так, в 2006-м к десятилетию денежной реформы НБУ выпустил килограммовую серебряную монету тиражом 1501 штука. Ее розничная цена составляла тысячу долларов. Однако в банки-дистрибуторы этот тираж так и не попал — Нацбанк не продавал эту монету через сеть своих территориальных управлений. Коллекционер может приобрести ее только на вторичном рынке по цене четыре-пять тысяч долларов за штуку. «Российские монеты такого же тиража и веса стоят с доставкой в Украину около двух тысяч долларов», — отмечает Шапиро. Поскольку регулятор зачастую сам создает ажиотаж вокруг монет (скажем, объявляется тираж в 15 тыс., а выпускается всего три тысячи), банки-дистрибуторы не стремятся к сотрудничеству с официальными коллекционерами (Ассоциацией нумизматов Украины и другими клубами). Тем более что продажи через отделения знакомым нумизматам или дилерам на вторичном рынке приносят большую выгоду. С официальными коллекционерами работает только «Райффайзен Банк Аваль». При этом для присутствия на вторичном рынке (где возможна продажа по рыночным ценам) учреждению не хватает монет. Более того, бывают сложности и на первичке. «Нам необходимо знать заранее, кто, в каком отделении и сколько новых монет хочет купить. Проблемы появляются, когда Нацбанк выделяет их меньше наших обязательств по договорам. В прошлом году из-за этого у нас часто возникали сложности с заказчиками», — говорит Алла Ищенко. В частности, так произошло с монетой «Иван Огиенко» в июне 2007-го. «Райффайзен Банк Аваль» заключил договоры на продажу семи тысяч ее экземпляров, но НБУ выделил фининституту только 4,9 тыс. штук. Тогда Ассоциация нумизматов была вынуждена обратиться к другим дистрибуторам — банку «Форум» и Укрпромбанку. А вместо 5546 монет «200 лет курортам Крыма» регулятор предоставил всего три тысячи. Коллекционеры считают, что без системы распространения через уполномоченные банки нумизматический бизнес станет менее прогнозируемым. В то же время Нацбанк, отказавшись от оптовых цен, только выиграет. Так, нейзильберовые монеты дистрибуторы предлагали по восемь гривен за штуку, а недавно «Иван Огиенко» появилась у банка «Даниэль», но уже по 22 гривни. Банкиры и нумизматы ждут от регулятора большей прозрачности и прогнозируемости, которых можно добиться введением подписки. В других странах при покупке нумизматики коллекционеры используют direct mail — предварительное оформление заказа у дистрибутора, центробанка, монетного двора. Это позволяет приобретать монеты по более низкой цене, а главное, гарантирует, что нумизмат получит желаемое. Такой механизм продаж помогает бороться с дефицитом: тираж рассчитывается на основании реального спроса, а не по указке чиновников. В прошлом году «Райффайзен Банк Аваль» сообщил НБУ, что готов работать по схеме direct-mail. Но Национальный банк, судя по последней инициативе, пока к таким правилам игры не готов.
Автор: Виктория Ковалева Эксперт.UA |