В чем состоят функции создателей бизнеса
Бизнес - Бизнес
04.09.2007

ImageВ чем состоят функции создателей бизнеса (или учредителей), и чем они должны отличаться от функций генеральных директоров? В постсоветских компаниях ответ на этот вопрос часто не знают ни отцы-основатели, ни наемные менеджеры. Насколько важно это знать? Эксперты по управлению считают, что важно. По статистике, более 90% стартовавших в нашей стране бизнесов умирает в течение года.

По мнению специалистов, столь «высокие» показатели достигаются во многом благодаря именно тому, что создатели бизнеса и топ-менеджеры не очень четко представляют себе, где пролегает грань между их полномочиями.

Игра на интерес

На вопрос, любой ли человек способен создать успешный бизнес, сами бизнесмены, различные эксперты, консультанты все чаще отвечают утвердительно. Главное, по мнению специалистов, чтобы этот человек хотел создать бизнес не только из-за соображений престижа и не исключительно изза желания заработать много денег, а из-за того, что ему интересно некий бизнес создавать и развивать. Соответственно, чем человеку это интереснее, тем больше у него шансов на успех.

Но поскольку бизнес в нашей стране уже миновал «первобытно-общинную фазу» и в условиях конкуренции становится все более и более технологичным, создатель новой компании сегодня должен быть подкован во многих специальных вопросах. Например, как отмечает глава компании Business Forward Владимир Кусакин, чтобы бизнес был успешным, его основатель должен уметь следующее: собрать команду единомышленников, работать с деньгами, организовать производство. При этом ему необходимо разбираться в рынке и знать основы продвижения товара, понимать, как обучать людей и улучшать качество своей продукции. А кроме того, он должен знать, как нужно строить связи с общественностью и каким образом находить новых клиентов.

Но, признавая всю важность перечисленных знаний и умений в сегодняшних условиях, Владимир Кусакин в то же время подчеркивает, что, вопреки распространенному убеждению, это не есть основные функции создателя бизнеса.

Что-то уметь в данном случае совсем не означает что-то делать на постоянной основе.

Указанные знания и навыки, пусть и необходимысоздателю бизнеса для контроля над ситуацией в своей компании, но все же, скорее, составляют прерогативу генерального директора. Увлечение же отца-основателя хотя бы одной из перечисленных функций часто приводит к замедлению темпов роста его компании.

Более того, случается, что это в конечном счете становится причиной потери интереса учредителя к делу, которое он создал. В результате чего бизнес лишается своей главной движущей силы.

И происходит это по очень простой причине: потому что создатель бизнеса перестает уделять необходимое количество времени и сил выполнению «настоящих» своих функций и, таким образом, «запускает» то, что находится непосредственно в области его ответственности.

Конечные ценности

А теперь по порядку о том, что же все-таки собой представляют главные функции создателя бизнеса.

Как считает Владимир Кусакин, это, в первую очередь, нахождение, разработка и усовершенствование технологии получения ценного конечного продукта компании. Поспорить трудно. Кому как не создателю бизнеса заниматься тем, за счет чего его компания зарабатывает деньги? И переоценить важность качественного выполнения этой функции довольно сложно.

Возьмем, например, продуктовый магазин. Можно ценный конечный продукт в этой области определить как широкий ассортимент качественных товаров, высокую скорость обслуживания и умеренную цену.

Тогда технология ограничивается набором достаточно простых операций: поставка, оптимизация использования площадей и т. д. А можно конечный продукт усложнить и сформулировать его, скажем, так: довольный покупатель, быстро купивший необходимые продукты и добровольно рекламирующий этот магазин своим знакомым.

В этом случае, естественно, усложняется и технология.

Кроме ценного качественного продукта, создателю бизнеса, естественно, необходимо контролировать финансы.

Причем он должен иметь возможность видеть, сколько денежных средств имеется в наличии, для чего они предназначены, в какой форме и где находятся, какие существуют обязательства и какие доходы ожидаются каждый день. На самом деле, как утверждают специалисты, ежедневный или хотя бы еженедельный отчет- дело несложное, гораздо более простое, чем, например, отчеты за год или за месяц.

При этом если учет ведется в ежедневном режиме, то гораздо легче получать и отчеты за более длительные периоды.

Кроме того, отчеты онлайн позволяют очень быстро определять, когда деньги тратятся неэффективно, «на ерунду и глупости», и как правильно спланировать расходы для увеличения доходов.

Правила всего

Следующая функция владельца бизнеса — разработка правил, способствующих расширению и процветанию компании. Именно создатель бизнеса должен принять правила, которые дадут ориентир сотрудникам в сложных, неоднозначных ситуациях и помогут принимать правильные решения.

Это и правила найма персонала, и правила, в соответствии с которыми у персонала формируются ожидания каких-либо действий руководства, и критерии, на основе которых поощряются сотрудники, и правила того, как сотрудники могут заработать больше денег, и принципы общения с клиентами и т. д. Чем больше таких правил, считают в компании Business Forward, и чем лучше они донесены до сотрудников, тем меньше неразберихи в компании и больше свободного времени у ее руководства и владельцев. Многие вопросы, которые часто возникают у сотрудников компании, например о премиях, штрафах и т. д., снимаются сами собой.

При этом генеральный директор компании IDS Scheer Россия и страны СНГ Мария Каменнова объясняет необходимость участия собственника в разработке указанных правил, равно как и в процессе создания ценного конечного продукта, еще и тем, что реализация этих функций формирует конкурентные преимущества компании.

Еще одна «почетная обязанность» создателя бизнеса заключается в том, что именно он должен обеспечить персонал необходимыми помещениями и оборудованием. Часто эта функция делегируется, причем, бывает, «кому попало». Однако, на взгляд специалистов, если в целом рассматривать прерогативу создателя бизнеса в своей компании как обязанности продюсера по отношению к кинофильму, то обеспечение рабочим пространством и инструментарием — это все-таки дело основателя компании. Он как человек, разработавший технологиюполучения ценного конечного продукта и контролирующий финансовые потоки компании, должен более других понимать, как эффективно организовать офис и какой инструментарий будет оптимальным для выполнения работ.

В частности, образцом для подражания многим служат принципы организации офисов и производств японских компаний, где помещения буквально «затачиваются» под определенные бизнес-задачи и планируются так, чтобы в офисе было как можно меньше лишних движений. Как правило, это повышает производительность труда.

Вопросы стратегии

Юридическая безопасность компании также является прерогативой создателя бизнеса.

Основателю компании очень важно иметь в штате хорошего юриста или хотя бы пользоваться услугами высококлассного специалиста или соответствующей фирмы на аутсорсинге.

Главная отличительная особенность хорошего юриста заключается в том, что он способен разговаривать не только на юридическом, но еще и на хорошем русском языке. Это, как правило, означает, что специалист ориентирован не на то, почему что-то делать нельзя, ибо это наказуемо, а на то, как сделать можно, не нарушая закона и с выгодой для собственно бизнеса.

Ну и, наконец, главная функция создателя бизнеса — постановка целей и разработка стратегии их достижения. Мария Каменнова называет эту функцию ключевой, не подлежащей делегированию. Владимир Кусакин, со своей стороны, поясняет, что успех бизнеса во многом зависит от того, насколько цели бизнеса интересны его собственнику и насколько приятно собственнику их достигать. А что интересно и приятно владельцу бизнеса, лучше него самого знать никто априори не может.

Серьезных результатов в бизнесе достигают только те команды, перед которыми стоят понятные и интересные цели. И здесь представляется уместным упомянуть «классиков жанра». Например, Билл Гейтс задался целью сделать компьютер общедоступным товаром. А Генри Форд — сделать общедоступным автомобиль. С появлением цели сразу же становятся видны барьеры на пути ее достижения. Четко обозначить цели, барьеры, а также способы их преодоления — это и есть выработка стратегии, что также является одной из главных задач владельца бизнеса. И для бизнеса жизненно важно, чтобы его владелец не был загружен текучкой, то есть исполнением «не своих» функций, и у него было время и силы на создание эффективной стратегии.

Михаил Иванов, Газета «Бизнес» № 180 (564), 26/09/2006

Читать также:

Цена/ценность компании

Причины успеха преуспевающих предприятий

Как создать предприятие, которое будет работать без участия владельца?

Организуйте эффективный домашний офис

Предприниматель и учредитель предприятия в одном лице 

 
< Пред.
2007-2022 © Дєньга. Інформаційний ресурс Дєньга має допомогти Вам досягнути матеріального достатку. Матеріали сайту розкривають тематики: Інвестиції(у тому числі в Нерухомість, Золото, Цінні папери), Банки, Створення власного бізнесу, Кар'єрне зростання, Освіта. Редакція не несе відповідальності за достовірність інформації, опублікованої в рекламних матеріалах.
Використання матеріалів Дєньга дозволено тільки при наявності активного посилання на головну сторінку порталу www.denga.com.ua