Динамика вакансий и резюме, отклики на вакансии, активные сферы бизнеса.
Динамика новых вакансий 2009 год, прошедший под лозунгом экономии и оптимизации для многих компаний, показал равномерный приток вакансий на рынок труда «белых воротничков». Всплеск найма персонала был отмечен только весной. Наибольший рост предложений зафиксирован здесь в направлении Продаж (+22% в марте по отношению к февралю, что почти в два раза больше, чем в среднем по порталу в этот период). По сравнению с периодами прошлого года на рынок труда в 2009 году поступило в 2,5 раза меньше вакансий от компаний-работодателей. В 2009 году безусловным лидером среди всех профессиональных областей по объему предложений стала область «Продажи», с каждой пятой вакансией на рынке труда. Несколько лет подряд до 2009 года первенство по объему предложений занимала область «ИТ/Интернет/Телеком». Но потребности компаний в 2009 году по-иному расставили акценты на рынке труда. Динамика новых резюме При уменьшении числа вакансий в 2,5 раза в 2009 году по сравнению с 2008-ым, объем поступающих резюме увеличился в среднем на 62%. «Зазор» между спросом и предложением начал расти в конце лета 2008 года, когда количество вакансий на рынке труда «белых воротничков» равнялось количеству предложений от самих кандидатов. Ситуация при которой работодатель в целом получает относительно небольшой конкурс на вакансии и испытывает объективный дефицит специалистов по целому ряду позиций. На протяжении всего 2009 года соотношение спроса и предложения (конкурс на вакансии) было стабильно выше, чем в предыдущие несколько лет. И тенденция пока сохраняется. Динамика по новым резюме больше не достигала пиковых показателей, отмеченных в конце 2008 года в связи с массовыми сокращениями и увольнениями в компаниях. Это говорит о том, что компании в целом больше не прибегали к радикальным действиям в вопросе оптимизации численности сотрудников. Большинство же вакансий (порядка 65%) были связаны с замещениями сотрудников, до 15% составили вакансии так называемого внешнего кадрового резерва, а 20% - новые позиции. Отклики на вакансии Количество откликов кандидатов на открываемые вакансии в 2009 году увеличилось по сравнению с первым полугодием 2008 года почти в 4 раза и в целом сохранялось на одном уровне на протяжении всего года. Наиболее активный интерес кандидаты проявляли к вакансиям в направлениях «Бухгалтерия/Финансы», «Маркетинг/Реклама/PR», «Юристы», «Закупки» и «Административный персонал». Наименее активный – «Медицина/Фармацевтика», «ИТ/Интернет/Телеком», «Страхование» и «Производство». Высокие показатели откликов на вакансии в 2009 году разочаровали многих украинских кандидатов. Но стоит отметить, что в России показатель откликов на вакансии традиционно в среднем в три раза выше, чем в Украине. Предлагаемые зарплаты Один из наиболее сложных вопросов для внешнего анализа. В 2009 году количество компаний, которые сообщают хотя бы о «вилке» предлагаемой заработной платы в открытых источниках, уменьшилось. Так, осенью 2008 года порядка 30% вакансий содержали информацию о зарплате, осенью 2009 года - уже менее 20%. Для примера, в России этот показатель равен 65%, в Великобритании – 90%. Среди причин такой закрытости украинские компании отмечают конкурентную политику, желание привлечь отклики разного уровня кандидатов и «серые» выплаты сотрудникам. В 2009 году даже те немногочисленные вакансии, в которых указывался уровень заработной платы, отражали ее преимущественно в гривнах (70% по сравнению с 25% в 2008 году). Сравнение уровня ожидаемых и предлагаемых заработных плат показывает, что в среднем кандидаты ожидают на 20% больше, чем им предлагают работодатели. И даже в 2009 году больше половины из них указывают ожидаемую зарплату в долларах. В среднем по наиболее популярным позициям уровень предлагаемой заработной платы кандидатам в гривнах повысился на 10-15% в гривнах с начала 2009 года. Сферы бизнеса активные в рекрутменте в конце 2009 года На основе информации о приобретении услуг HeadHunter (hh.ua) работодателями (доступ к базе данных резюме кандидатов, публикация вакансий, различные формы рекламы компаний-работодателей) мы определили наиболее активные в поиске персонала сферы бизнеса в конце 2009 года. Первенство – у сферы розничной продажи и дистрибуции товаров широкого спроса и продуктов питания (14%). Затем следуют промышленное производство (12%) и производство продуктов питания (11%). На четвертой позиции – банковские и инвестиционные компании, которые, несмотря на непростую ситуацию в своей сфере, продолжают инвестировать в рекрутмент (10%). Более детально – в полном обзоре рынка труда от HeadHunter. http://hh.ua/ Читать также: Более половины сотрудников компаний планируют сменить работу Самые опасные профессии в мире Как правильно врать в резюме Каких специалистов искали работодатели в первом квартале 2009 г Топ-5 наиболее востребованных профессий в условиях кризиса |