Госрезерв - бесполезная, убыточная, коррупционная "кормушка"
Бизнес - Экономика
30.07.2014

ImageМногие слышали о существовании такой организации как Госрезерв. Мнения не однозначные.

 Некоторые думают, что это структура где храниться стратегический, материальный запас страны, иные считают эту организацию источником веcьма успешной коррупции и финансовых махинаций.

История создания организации берёт начало с Постановления Совета Народных Комиссаров СССР от 17 октября 1931 года, которым учрежден Государственный Комитет резервов при Совете обороны и труда.

В то время, когда существовала реальная опасность внешней военной угрозы, функционирование такой структуры, наверное, было оправдано. С развалом Советского Союза часть стратегических запасов перешла в собственность Украины. Постановлением Кабинета Министров Украины №299-04 от 1 ноября 1991 года было принято решение «О Создании Государственного Комитета Украины с государственного материального резерва», на базе которого с апреля 2011 года начало функционировать Государственное агентство резерва Украины. Положением об Агентстве предусмотрено 25 различных направлений его деятельности. Проще говоря, организация структурно разделена на две части: государственный резерв - это запасы на случай чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий (пожары, наводнения, ураганы и т.д.) и мобилизационный резерв - это запасы в случае объявления в стране мобилизационного периода, например во время военных действий.

Мы все-таки побывали в Генпрокуратуре, Финансовой инспекции, в Министерстве обороны, на многих предприятиях - хранителях Госрезерва, которых по Украине насчитывается 3 4, с общим количеством работающих в системе около 7 тыс. человек.

Что закупаем и храним в Госрезерве? Консервы мясные, рыбные, замороженную говядину, масло сливочное, подсолнечное, полиэтилен, дизельное топливо, бензин, медицинское оборудование и т.д.

В беседе с работниками Госрезерва выяснились интересные вопросы к номенклатуре товаров. Как, например, доставить и использовать замороженную тушу говядины весом до 90 кг, в район военных действий или зону чрезвычайных ситуаций если продукты нужны ещё вчера? Никто нам не ответил и не показал документ зачем нужен полиэтилен, ведь многообразие его марок зависит от назначения: конструктивный (трубы, детали), медицинский (шприцы), упаковочный (для мешков). О таких экзотических товарах, как кобальт, ниобий ни один работник Госрезерва внятно не мог сказать зачем они нужны.

Было бы забавно поговорить на эту тему, если бы все эти товары не закупались в огромных количествах, на огромные суммы бюджетных средств.

Что касается мобрезерва, то здесь вся информация под грифом секретности. Единственное удалось узнать со слов работников ведомства, что в списке товаров мобрезерва насчитывают десятки тысяч давно снятых с производства, никому не нужных товаров. Очевидным подтверждением этого является тот факт, что за время военных действий на Востоке Украины ни одна из позиций мобрезерва не передана Украинской Армии. Что касается публичной продажи этого имущества, то исходя из сегодняшних темпов, на полную реализацию этих неликвидов потребуется несколько тысяч лет. Возникает вопрос, зачем нужна такая система мобрезерва, которая не влияет на боеспособность армии.

Важным является вопрос, где и как храним материальные ценности?

В основном все предприятия - хранители были построены в послевоенное время и на тот момент выглядели современными. На протяжении 60-ти лет на их модернизацию средства не выделялись. Сегодня созданы современные коммерческие склады, холодильники, зерно-, нефтехранилища и на этом фоне все старые предприятия Госрезерва являются неконкурентоспособными.

В конце концов, не важно чей товар государственный или частный, но его нужно хранить там, где себестоимость хранения меньше, а условия - лучше.

В какое сравнение идут современные холодильники со старыми холодильниками Госрезерва, с огромными удельными энергозатратами, на которые уже давно не выпускаются запасные части, а требуемый температурный режим реально поддерживать только на бумаге? Что будет с тысячами тонн замороженного мяса, если никем уже не выпускаемая запасная часть сломается? Ясно одно - хранить на предприятиях Госрезерва товары, особенно продуктовой группы дорого, условия далеки от требуемых, а на модернизацию предприятий нужно много денег. Есть ли выход? Специалисты говорят есть.

Нужно собираться, обсуждать и искать его с учетом мирового опыта и здравого смысла.

Не нужно пытаться сохранить и воссоздать «государство в государстве»- это большая и не нужная роскошь для, к сожалению, пока бедной Украины.

Как, например, единственный в системе «Иванковский сахарный завод» (Черкасская обл.) может ли обеспечить Украину сахаром при каких-то чрезвычайных ситуациях, если этот завод на ладан дышит, в основном стоит, а не работает, имеет долги по зарплате?

Индикатором «неизлечимой» болезни нынешнего Госрезерва является огромные долги (более 5 млн. грн.) по зарплате по системе в целом.

Украина более чем 3 месяца ведет военные действия с террористическими группировками на Востоке. Только в конце июня Госрезерв осуществил первый отпуск материальных ценностей для армии в виде дизельного топлива и бензина. Это яркое свидетельство того, что система Госрезерва не работоспособна и не отвечает современным требованиям. Ведь отпуск товаров в этом случае должен осуществляться мгновенно, до «выстрела первой пушки».

Следующий самый интересный вопрос, как и где закупаем и продаем?

В этом направлении Госрезерва не все, но многие руководители ведомства исповедовали три основных принципа.

Принцип 1. Покупаем одну по цене двух, продаем два по цене одного.

Принцип 2. Работать только с фирмой-посредником, исключив контакты с прямым производителем продукции.

Принцип 3. Для эксклюзивных «продавцов» закупались совершенно не нужные стране дорогостоящие товары или товары сомнительного качества.

Эти принципы постепенно были обличены чиновниками в законы и правила с одной целью - чтобы воровать легко и сразу много, и не отвечать за это.

Высокую цену покупки обосновывает вообще посторонняя Госрезерву фирма, при необходимости «поддерживают» профильные управления Минэкономики. Что касается низкой цены продажи - это затраты, при этом снизилось качество или вообще товар пришел в негодность.

Огромная разница между ценой покупки и продажи самая «интересная» для «игроков» и криминальная часть деятельности Госрезерва. Она только не интересна обществу, потому что каждый из нас ограблен на часть этой разницы.

Принцип 1 невозможно реализовать без Принципа 2 - нужна фирма посредник, которая не может отвечать своим имуществом перед покупателем, которым в конце концов является государство. Ведь проще и логичнее закупать товар у производителя. Но в Госрезерве есть отговорка - закупаем огромные количества и один производитель не в состоянии поставить такие количества, поэтому нужен посредник, который соберёт у ряда производителей сразу много товара. Можно разбить на лоты в соответствии с возможностями производителей. Но, тогда сложнее «вытащить» долгожданную разницу. Поэтому «по-государственному» работать правильно только с посредником, а не иначе.

Фирма-посредник нужна ещё и для того, чтобы поставить не качественный товар, который неизбежно приходит в негодность, а в это время фирма-посредник банкротиться и исчезает вместе с подставными учредителями и директорами. Но «разница» в этом случае уж очень большая. Реальные же хозяева регистрируют будущих «успешных» для Госрезерва посредников и всегда готовы «помочь».

Как пример, по такой схеме компанией-посредником «Ввико» были поставлены мясные консервы более 1 млн. банок, которые пришли в негодность на комбинате «Троянда» г. Ходоров, Львовской обл. Использовать их никак нельзя. На утилизацию консервов государство должно еще дополнительно потратить деньги. С кого спросить? Непонятно. Банки лежат на комбинате «Троянда», постепенно взрываются. Параллельно идет переписка, даже выигранные суды, но перспектива ясна - убытки потерпит только государство.

Что касается Принципа 3, то его реализация возможна только с благословения великих мира сего. Нужна, например, команда Премьер-министра и если он попал на председателя Госрезерва, который не имеет моральных принципов и готов выполнять роль камикадзе, то все получается.

Так, любимой темой для Н.Я Азарова была закупка медицинского оборудования для Госрезерва, «Наша газета» писала об этом. Тогда руководители Госрезерва нашли мужество не выполнить просьбу Николая Яновича. А вот в декабре 2010 года такой контракт на сумму около 145 млн.грн. был «успешно» реализован нынешним первым заместителем председателя Госрезерва Жуковым В.Е. Цена контракта, существенно превышала реальные рыночные цены. Сюда входит аппарат искусственной вентиляции легких, насос для дозирования введения лекарственных препаратов, рентгеновский комплекс и т.д. Это сугубо медицинские системы и в Госрезерве нет ни одного специалиста, который хоть что-то в этом понимает. Сегодня все это никому ненужное добро, даже не смотря на военные действия, лежит на складах Госрезерва. Никто тов. Жукову почему-то не задает вопросы, не смотря на то, что финансовая инспекция передала эти дела в Генеральную прокуратуру.

Попытки в течении ряда лет передать бесплатно это медицинское оборудование Минздраву или областям не увенчались успехом. Даже даром никто не берёт.

Не только не задают вопросы, но и доверили, как председателю Тендерного комитета, закупить на огромные суммы материальные ресурсы сегодня. При этом указанные принципы никто не отменил.

Тут мы переходим к вопросу «Кто стоит у руля Госрезерва?». В декабре 2013 года Указами Президента Украины Януковича В.Ф. были назначены: Председателем Госрезерва - Корытько В.В., Первым заместителем - Жуков В.Е., заместителем - Варламов В.В.

Много раз самими же руководителями повторялось, что:

Корытько В.В - «человек» Просолова.

Жуков В.Е - «человек» Азарова.

Варламов В.В. - «человек» Арбузова.

Если Госрезерв в значительной степени секретная организация и по многим документам сегодня это так, то по цепочке Жуков-Азаров, Варламов-Арбузов, страна-агрессор будет легко знать государственные тайны в части Госрезерва и не нужно даже назначать на руководящие должности в Госрезерв граждан России, чтобы они по-прежнему все знали. А что если коррупционные схемы в Госрезерве сохранились? Каких либо косвенных признаков их ликвидации нет. Тогда «заработанные» деньги разойдутся «по карманам» или пойдут на финансирование террористов на Востоке? Наверное, СБУ какие-то выводы должно сделать?

Что делать дальше? Понятно будет не логично, если останется хотя- бы кто-то один с нынешнего руководства. Но кого поставить взамен? Где гарантия, что придет человек с высокими моральными устоями? Здесь не важно руководитель выходец с «Партии Регионов», «Свободы» или «Батьк ивщины». Назначение по принципу партийной принадлежности ничего не поменяет.

В конце концов дело и не в людях. Нужно прежде всего менять саму систему резервирования в стране, обратив внимание на опыт Европейских стран, куда мы мечтаем войти. С существующей системой Госрезерва смешно претендовать на членство в Евросоюзе.

Нужно, чтобы функционирование системы обновленой структуры делала невозможным существование коррупционных схем. Т.е. сегодня нужен не конкурс кандидатов на должность, а конкурс идей на реформирование системы Госрезерва, а потом уже назначать тех, которые являются авторами самых прогрессивных идей.

http://censor.net.ua/

Читать также:

Денежная масса в Украине составила более 950 млрд гривень

Австрия подготовила антикризисный план для Украины — Die Presse

Большинство украинцев считают коррупцию важнейшей проблемой страны

Прерванный полет: как обогащались младобизнесмены из «семьи» Януковича

Аргентина платит Парижскому клубу $642 млн - и ждет дефолта

 
< Пред.   След. >
2007-2022 © Дєньга. Інформаційний ресурс Дєньга має допомогти Вам досягнути матеріального достатку. Матеріали сайту розкривають тематики: Інвестиції(у тому числі в Нерухомість, Золото, Цінні папери), Банки, Створення власного бізнесу, Кар'єрне зростання, Освіта. Редакція не несе відповідальності за достовірність інформації, опублікованої в рекламних матеріалах.
Використання матеріалів Дєньга дозволено тільки при наявності активного посилання на головну сторінку порталу www.denga.com.ua