Для того, чтобы осуществить любое сегментирование рынка, необходимо изучить рыночную ситуацию со всех сторон.
Для этого нужно оценить типы угроз и возможностей, с которыми компания может столкнуться. В этом нам может помочь SWOT-анализ, самый распространенный вид анализа маркетинга. SWOT-анализ способствует выявлению и структурированию сильных и слабых сторон компании, а также потенциальных возможностей и угроз.
Во время проведения SWOT-анализа менеджеры просто сравнивают внутренние слабые и сильные стороны компании с возможностями, предоставляемыми рынком. И в соответствии с полученным соответствием решается, в каком направлении компания должна развиваться и какие решения необходимо принимать, и, кроме того, определяется распределение ресурсов компании по сегментам.
Самая простая форма SWOT-анализа перечисляет слабые и сильные стороны, угрозы и возможности. Конечно, на первый взгляд может показаться, что легкость применения и составления SWOT-анализа является большим плюсом простой формы анализа. Но, если присмотреться повнимательней, это скорее приводит к не правильному его применению данного анализа. Ведь для этого не нужно ни широкой базы данных, ни формальной подготовки. Ведь любой человек, который хотя бы немного знаком с данной компанией и имеет некоторое представление о рынке, может составить простой SWOT. Однако для того, чтобы избежать многих ошибок анализа, достаточно придерживаться нескольких несложных правил:
1. Во-первых, постарайтесь определить сферу каждого SWOT-анализа. Не стоит проводить анализ всего бизнеса, ведь такой анализ может быть слишком бесполезным для менеджеров из-за своей обобщенности. Однако фокусирование анализа на каком-то одном сегменте, поможет выявить наиболее важные слабые и сильные стороны, угрозы и возможности.
2. Постарайтесь понять отличия элементов SWOT, или другими словами, между слабостями, силами, угрозами и возможностями. Слабые и сильные стороны — это внутренние особенности компании, то есть компания может ими управлять. Угрозы и возможности напрямую связаны с особенностями рыночной среды и неподвластны влиянию организации.
3. Однако слабые и сильные стороны могут считаться таковыми только в том случае, если именно так их воспринимают покупатели. Кроме того, лучше включать в анализ только наиболее относящиеся к делу слабости и преимущества. Самое главное, что необходимо помнить при определении слабостей и преимуществ, это то, что они являются таковыми только по сравнению с конкурентами. То есть, качество продукта является сильной стороной только, если оно выше, чем качество продуктов конкурентов. Ну и самое главное, при составлении анализа, нужно обязательно проранжировать слабости и преимущества в соответствии с их важностью с точки зрения покупателей.
4. Старайтесь всегда быть объективными. Поэтому лучше, чтобы анализ проводил не один человек, а группа. В этом случае он будет более точен и глубок. Кроме того, SWOT-анализ должен основываться на объективных данных исследований и фактах. 5. Следует избегать двусмысленных фраз и выражений. Именно такие выражения чаще всего делают SWOT-анализ более слабым. Ведь они ничего не означают для большинства покупателей.
Читать также: Бизнес-план для чайников SWOT-анализ: сделай качественно SWOT-анализ Бизнес-план. Методика составления Структура бизнес плана по стандарту KPMG |