Бизнес-школы по-украински
31.01.2008
ImageПолучить повышение или возможность перехода на престижное и более оплачиваемое место - цель и мотивация для любого менеджера. Для владельца или руководителя компании, приоритеты другие - это дополнительная прибыль его компании. И тем, и другим, в достижении их задач призваны помочь бизнес-школы, и их программы МВА.

 Бизнес-школа по-украински

Дать четкое определение или, по крайней мере, приблизительный перечень критериев по которым можно отличить бизнес-школу от обычного учебного заведения оказывается делом не таким уже и простым.

Неизменной изюминкой бизнес-школы должна быть ее программа МВА, уровень которой и будет определять место школы на рынке образования.

«Нужно смотреть на преподавателей, программы, которые предлагаются, возможности и миссию школы», - говорит Дмитрий Бондарь, управляющий партнер компании MBA Strategy (mbastrategy.com.ua), что занимается консультированием и подготовкой абитуриентов для вступления в престижные бизнесы-школы мира.

По мнению Людмилы Панченко, директора программы МВА Международного Института Бизнеса, основной ошибкой людей являются неумения различать бизнеса-школы от обычных тренинговых школ.

«Объявление типа «МВА за 2 дня. Быстро. Дорого.» не должно вызвать ничего кроме улыбки. МВА - серьезная программа для управленцев», - говорит она.

МВА это не ученый, а прежде всего профессиональная степень, которая удостоверяет готовность человека к эффективной работе на руководящих должностях.

Среди перечня украинских бизнес-школ специалисты, как правило, называют столичную пятерку, которая уже имеет определенное имя и историю. Это Международный Институт Бизнеса (МИБ), Киевская Бизнес Школа (КБШ), Киево-Могилянская Бизнес-Школа (kmbs), Международный Институт Менеджмента (МИМ) и Школа бизнеса Кибит. Еесть и региональный лидер - Бизнес-школа Львовского института менеджмента, который удовлетворяет спрос, прежде всего западного региона.

Не гнушаются украинским рынком и западные бизнес-школы. В последние годы отметились приходом в Украину немецкий IBR Институт Международного Делового Отношения (IBR), британская Школа Бизнеса Открытого Университета (OUBS), канадский Университет Нью-Брансвик (программа реализуется вместе с МИБ), американская Международная школа менеджмента Технологического университета Лоуренса (программа реализуется вместе с университетом “ШАГ”).

Специалисты отмечают, что хотя украинские бизнес-школы и развиваются быстро, их уровень все еще не дает возможности стать в один ряд с бизнес-школами Европы, а тем более Северной Америки.

Чего же не хватает?

«Украинским школам не хватает преподавателей-практиков, грамотного брендинга и банального финансирования. Например, бюджет Гарварда представляет приблизительно $1 млрд. в год», - продолжает Дмитрий Бондарь. Для сравнения, бюджет МИБ представляет только ХХХ$.

Но настоящей ценностью бизнеса-школы есть ее преподаватели. Это должны быть люди, которые постоянно находятся «в курсе дел», могут эффективно проводить исследование и главное - это должны быть практики.

«Как правило, высококлассный преподаватель бизнес-школы - консультант с десятком лет практики за спиной. Тогда он сможет что-то дат бизнесу», - продолжает Дмитрий Бондарь.

Соглашается с ним и госпожа Панченко. «В бизнес-школе не может работать профессор, который 40 лет читает политэкономию в университете. Если его запустить в аудиторию к «бизнесу» - они его просто «разорвут», - говорит она.

Качественных преподавателей в Украине по объективным причинам недостаточно даже для нужд украинских бизнес-школ. Именно поэтому распространена практика приглашать на лекции профессоров из западных школ. Чтобы избавиться от проблем поиска и приезда иностранной профессуры, можно наладить отношения с какой-нибудь западной бизнес-школой, а это будет иметь и другие положительные эффекты.

Часто надежный партнер является ключевым моментом на пути к получению школой международной аккредитации. Партнер, квота иностранных студентов, преподавателей, которые имеют преподавательский опыт за границей и практический опыт работы на рынке, - часто и есть именно теми аспектами, несоответствие которым и отдаляет украинские бизнес-школы от получения международной аккредитации.

«Ныне никакая бизнес-школе в Украине не доступна даже одной из трех самых престижных мировых аккредитаций в области бизнес-образования», - говорит госпожа Панченко.

Для кого и зачем?

Вообще в Украине наиболее широко представлено Executive MBA и International MBA. Эти программы различаются как по смыслу, так и за целью.

Executive MBA создано для руководителей предприятий, которые ежедневно принимают стратегические решения. Бизнес-школы утверждают, что это просто необходимо для глобального мышления, умение повышать стоимость предприятия и опережать запросы клиентов. Доступ к этой программе открыт лишь в самом деле Топ-менеджерам, с определенным стажем работы на руководящей должности. Это люди, которые пришли за знаниями и опытом для повышения прибылей компании.

Вместе с тем International MBA призвано обеспечить потребности менеджеров и руководителей «среднего» звена. Прежде всего, это люди, которые или надеются на повышение зарплаты после улучшения своего CV строчкой о степени МВА, или же нуждаются в МВА для карьерного роста. Правда, временами инициаторами бизнес-образования для своих сотрудников становятся сами компании.

«Так называемый корпоративный МВА действительно набирает обороты в Украине», - говорит Кирилл Коваленко, руководитель проекта «Обучение персоналу». «Примером может быть Приват-Университет, который был создан ПриватБанком и Киево-Могилянской Бизнес-Школой. Другие бизнес-школы тоже имеют похожие корпоративные программы, впрочем не стремятся это называть корпоративным университетом», - добавляет он.

Но сегодня на рынке не проблема найти и другие «формы» МВА-образования. Это разнообразные «мини» и «неполные» МВА, что по мнению специалистов, не что иное, как маркетинговый ход бизнес-школ для привлечения людей, которые не могут разрешить себе «полноценное» МВА.

«Такие программы есть ничто иное, как желание школ снять сливки из ситуации возрастающей популярности МВА-образования в Украине», - комментирует Виталий Мазуренко, руководитель Центра Развития Карьеры «Формула Успеха». Центр осуществляет проект «Бизнес-образование в Украине», через портал educate.com.ua.

Среди последних тенденций, можно отследить «специализацию» МВА. То есть все чаще к школам обращаются люди, которые вместо общего «широкого» МВА спрашивают степень, скажем, в энергетической или фармацевтической областях. Ощущая эти нужды рынка школы также стараются изменяться.

«Наиболее мобильной, инновационной и готовой к изменениям, по моему мнению, есть kmbs. МИМ и МИБ немного «более тяжелые» и не такие динамичные. Но последние изменения в менеджменте МИМ подтверждают, что школа ищет новые решения, и нуждается в «свежей крови». Без этого ныне на рынке не удержаться», - объясняет Виталий Мазуренко.

Сходятся специалисты на одном - украинский рынок бизнес-образования — чрезвычайно перспективен. «Думаю, ощутимый рост рынка будет происходить еще по крайней мере 3-4 года, а дальше стабилизируется на достаточно высокому уровне», - комментирует Кирилл Коваленко.

Андрей Шкляр Ринок.biz  

 
< Пред.   След. >
2007-2020 © Дєньга. Інформаційний ресурс Дєньга має допомогти Вам досягнути матеріального достатку. Матеріали сайту розкривають тематики: Інвестиції(у тому числі в Нерухомість, Золото, Цінні папери), Банки, Створення власного бізнесу, Кар'єрне зростання, Освіта. Редакція не несе відповідальності за достовірність інформації, опублікованої в рекламних матеріалах.
Використання матеріалів Дєньга дозволено тільки при наявності активного посилання на головну сторінку порталу www.denga.com.ua