IPO
Словарь онлайн Экономика, Финансы, Бизнес
14.02.2008
IPO (первичное публичное размещение) выпуск акций для их дальнейшей публичной продажи инвесторам.

IPO может происходить на фондовой бирже (как локальной так и иностранной), или вне биржевого рынка — среди инвестиционных фондов. В классическом понимании IPO является размещением акций компании на фондовой бирже с внесением их в список акций, котирующихся на данной бирже (листинг). Покупателями могут быть любые физические и юридические лица.

Размещение акций на фондовой бирже является инструментом финансирования дальнейшего развития компании, который открывает путь к более дешевым источникам капитала. В отличии от кредитования, продавая акции, компания не принимает на себя дополнительных обязательств, а также не сталкивается с необходимостью выплачивать начисляемые периодически проценты, как это происходит после эмиссии облигаций. К тому же, объем средств, привлеченных за счет IPO — обычно гораздо больше, чем суммы, полученные от кредитов либо облигаций, а включение ценных бумаг компании в список акций, котирующихся на всемирно известных фондовых площадках, значительно повышает статус компании.

Приняв решение об IPO, компания должна быть готова к соблюдению множества бюрократических процедур и не менее многочисленных правил. Публичные компании должны регулярно обнародовать информацию о своих финансовых показателях и собственниках, которые владеют более 5% компании. Также, учитывая тот факт, что акции компании может приобрести любой желающий, в будущем это может привести к корпоративным конфликтам. Впрочем, собственники, которые панически боятся корпоративных конфликтов, а, следовательно — не собираются расставаться с более чем 10% пакетом акций, могут и вовсе забыть об IPO. На развитых рынках принято размещать крупные пакеты акций — порой до 50%. Кроме того, IPO на иностранной бирже характеризуется высокой стоимостью и большими сроками подготовки, именно по этой причине мало кто из потенциальных отечественных эмитентов рассматривает западные биржи в качестве площадки для своего первого размещения.

Для подготовки и проведения IPO компании понадобится андеррайтер (лид-менеджер), компания, координирующая весь проект, а именно разработку плана проекта и схему IPO, проведение роуд-шоу (road show), осуществление подписки, взаимодействие и инвесторами, биржами, Комиссией по Ценным Бумагам и Фондовому Рынку и прочими организациями. Также для организации и проведения IPO понадобится юридическая компания с опытом в данной сфере, которая будет осуществлять полное юридическое сопровождение проекта, принимать участие в проведении due diligence (детальный анализ компании), готовить все юридические документы по сделке (проспект эмиссии, информационный меморандум), разрабатывать схему IPO, давать юридические заключения. Аудиторская фирма, в свою очередь, содействует в подготовке и заверяет отчетность по Международным Стандартам Финансовой Отчетности, проводит независимый анализ проспекта эмиссии и т.д. PR-агентство необходимо для взаимодействия с зарубежными и локальными СМИ, с целью повышения авторитета компании и создания интереса вокруг размещения.

Условно процесс IPO можно разделить на следующие этапы:
Период
Действия

Этап 1: До размещения Средний срок между принятием решения о возможном первичном размещении и началом биржевых торгов составляет около трех лет.

В течение минимум 3–4 года до размещения
Формирование кредитной истории: использование инструментов кредитов, вексельных и облигационных займов; выполнение кредитных обязательств

За 2–3 года до размещения
Осуществление перехода систем отчетности на международные стандарты (на US GAAP или IAS (МСФО))

Более чем за 1 год до размещения
Оценка альтернативных IPO источников финансирования с точки зрения стратегических целей компании и собственников

Более чем за 1 год до размещения
Выбор андеррайтера и с его помощью:
определение параметров размещения: объёма размещения, цены акций (и справедливой стоимости пакета в целом), площадки, структуры сделки, структуры инвесторов
разработка плана проекта

Более чем за 1 год до размещения
Реализация «премаркетинга»: сбор мнений инвесторов и инвестиционных аналитиков относительно критериев оценки компаний такого же типа, такой же отрасли, такой же страны на выбранном типе площадки целевыми инвесторами

Более чем за 1 год до размещения
Принятие советом директоров решения о выпуске (или дополнительном выпуске) акций. Подготовка и публикация протокола заседания совета директоров

Более чем за 1 год до размещения
Формирование проектной команды, выбор партнёров:
финансового консультанта для создания инвестиционного ядра
юридического консультанта для формирования прозрачной юридической структуры компании
аудитора для заверения финансовой отчётности компании по украинским стандартам и стандартам МСФО
консультанта по маркетингу для определения информационной политики компании, организация IR (отношения с инвесторами) и PR политик.
независимых директоров (часто — иностранных граждан) и их ввода в состав совета директоров компании
аудитора корпоративного управления для определения позиции рейтинга корпоративного управления

Реализация с их помощью подготовительных мероприятий

За 11–12 месяцев до размещения
Подготовка решения о выпуске проспекта ценных бумаг. Утверждение решения о выпуске проспекта ценных бумаг

За 11 месяцев и более до размещения
Подготовка аналитических отчётов (длительность 6 месяцев) о:
отрасли и рынке,
показателях деятельности компании,
стратегии компании,
менеджменте компании

За 10 месяцев до размещения
Проведение due — diligence (разносторонний анализ состояния компании) юридическим консультантом, аудитором, финансовым консультантом, банком–адеррайтером

За 5 месяцев до размещения
Подготовка проспекта по результатам due — diligence

За 5 месяцев до размещения
Обновление оценки стоимости размещаемого пакета (по результатам due–diligence и оценки конъюнктуры рынка)

За 5 месяцев до размещения
Раскрытие информации о компании среди широкого круга инвесторов

За 3 месяца до размещения
Определение диапазона цены

За 0,5 — 1,5 месяц до размещения
Выпуск предварительного проспекта. Проведение независимого анализа проспекта эмиссии аудитором

За 1–2 месяца до размещения
Организация ознакомительного road-show (серия встреч с потенциальными инвесторами и аналитиками в ключевых городах мира)


За неделю до размещения
Выпуск окончательного проспекта. Проведение независимого анализа проспекта аудитором

Этап 2: Размещение

Размещение акций на бирже

Этап 3: После размещения

Регулярная работа с инвесторами, подготовка и публикации регулярной отчетности, поддержка корпоративного сайта (профиля инвестора), раскрытие существенных фактов из жизни компании, выпуск аналитических отчетов, организация и проведение выступлений топ–менеджмента компании на международных форумах и дискуссионных площадках, организация встреч топ–менеджеров с крупными инвесторами или фонд–менеджерами, организация пресс–сопровождения деятельности компании.

Повторное размещение
Статьи на сайте по теме:

Раздел:  Ценные Бумаги

Смотри также в словаре:

Акция

Андеррайтинг

Брокер

Частное размещение (private placement)

 

Ссылки по теме:

Закон Украины "Про государственное регулирование рынка ценных бумаг в Украине", от 30.10.1996, №448/96-ВР

Закон Украины "Про инвестиционную деятельность", от 18.09.1991, № 1560-ХII, ВР Украины

Закон Украины "Про ценные бумаги и фондовый рынок", от 23.02.2006, № 3480-IV, ВР Украины

Первая Фондовая Торговая Система (ПФТС)

Украинская Фондовая Биржа

 

Словари офлайн:

Финансовый словарь. Благодатин А.А., Лозовский Л.Ш.

Большой экономический словарь. Под ред. Азрилияна А.Н. 7-е издание

Экономический словарь. Багудина Е.Г., Буздалов И.Н., Большаков А.К

Англо-русский словарь. Банки. Биржи. Бухгалтерский учет. Около 60000 терминов. Жданова, Скворцова

 
< Пред.   След. >
2007-2022 © Дєньга. Інформаційний ресурс Дєньга має допомогти Вам досягнути матеріального достатку. Матеріали сайту розкривають тематики: Інвестиції(у тому числі в Нерухомість, Золото, Цінні папери), Банки, Створення власного бізнесу, Кар'єрне зростання, Освіта. Редакція не несе відповідальності за достовірність інформації, опублікованої в рекламних матеріалах.
Використання матеріалів Дєньга дозволено тільки при наявності активного посилання на головну сторінку порталу www.denga.com.ua