Рейтинги бизнес-школ
23.02.2008
Оглавление
Рейтинги бизнес-школ
Страница 2
 

Wall Street Journal

Этот рейтинг основан на опросе, который компания Harris Interactive проводит среди 3000 компаний-работодателей, набирающих сотрудников на кампусах бизнес-школ. Это наиболее сложный рейтинг. В прошедшем году Wall Street Journal присудил первое место бизнес-школе Ross при University of Michigan как лучшему американскому образовательному учреждению в области бизнеса. В списке лучших международных программ лидирует швейцарская IMD.

The MBA Advantage

В 2004 году вышла книга доктора Рональда Ипла под названием The MBA Advantage, в которой он помимо всего прочего предлагает свой вариант ранжирования бизнес-школ. Рейтинг The MBA Advantage основан на экономической ценности получаемой после окончания программы степени МВА, а не на популярности бизнес-школы среди слушателей и работодателей. Вот дословная цитата из книги: «Самый главный вопрос, который должен задать себе любой человек, думающий о поступлении в бизнес-школу, имеет отношение к уровню зарплаты ее выпускников. Он звучит примерно так: «Насколько заработная плата выпускников этого учебного заведения выросла в течение нескольких лет после выпуска в сравнении с ростом, который был бы возможен, если бы человек остался на прежнем месте работы?» Другими словами, мой рейтинг построен на росте уровня доходов, ставшем возможным благодаря получению диплома МВА».

Рейтинг Министерства финансов Великобритании

В конце 2004 года Министерством финансов Великобритании был создан рейтинг 50 лучших бизнес-школ в мире. Он основывается на данных, собранных в ходе исследований, которые были проведены общенациональными деловыми СМИ. Рейтинг был составлен в рамках программы по привлечению в Великобританию высококвалифицированных кадров (Highly Skilled Migrant Programme). Канцлер Гордон Браун заявил, что выпускники 50 лучших бизнес-школ мира могут получить право на работу в Великобритании на срок до 12 месяцев. В его первый вариант были включены 10 английских бизнес-школ. Принцип составления рейтинга настолько прост, что оставил многих в недоумении. В расчет принималось лишь два критерия: успешность трудоустройства и стартовая зарплата по окончании бизнес-школы. Фактически Министерство финансов Великобритании получило рейтинг школ по уровню возврата инвестиций, оставив без внимания все остальные критерии. Хотя специалистам в области статистики такой подход может показаться если не примитивным, то слишком прямолинейным, для будущих слушателей программ МВА методика представляется весьма оправданной.

Как видно, некоторые критерии оценки программ МВА повторяются от рейтинга к рейтингу. В основном к ним относятся общая статистическая информация о средних результатах экзаменов и аналогичные данные, предоставляемые бизнес-школами. Однако в остальном критерии различаются. US News опрашивает деканов программ, BusinessWeek — выпускников и работодателей, a FT создает независимый экспертный совет, анализирующий исследовательскую деятельность бизнес-школы.

 

Школы, не входящие в первую «двадцатку» рейтингов

Американские и европейские бизнес-школы, не попавшие в первую «двадцатку» рейтингов, не так известны в мире, как лидеры. Однако не стоит вовсе списывать их со счетов. Исследования подтверждают, что престижное имя школы не является фактором, имеющим решающее влияние на профессиональный успех в будущем. Экономист Princeton University Алан Крюгер и представитель фонда Andrew Mellon Foundation Стэйси Берг Дейл решили проверить, насколько утверждение о ценности диплома элитных университетов соответствует действительности. В 1999 году они провели исследование, в ходе которого обнаружили, что кандидаты, получившие приглашение из престижных университетов, но в итоге выбравшие более демократичные заведения, в работе добиваются не меньших успехов, чем их ровесники — выпускники ведущих вузов.

Мысль о том, что качество преподавания в бизнес-школах, не занимающих первые строчки рейтингов, оставляет желать лучшего, в корне не верно. К слову сказать, условия обучения и проживания в них зачастую оказываются даже лучше. Это связано с тем, что большинство абитуриентов (особенно из других стран мира) стремятся попасть в самые престижные бизнес-школы и менее известные учебные заведения иногда испытывают недостаток слушателей. В условиях высокой конкуренции бизнес-школы предлагают студентам достаточно привлекательные условия.

Конечно, главный плюс — это стоимость обучения в таких бизнес-школах, которая обычно в 2—2,5 раза меньше, чем в тех, которые занимают первые строчки рейтингов. Кто-то приводит такой аргумент — в школы, не входящие в первую «двадцатку», не приезжают ведущие работодатели мира. Это тоже не совсем соответствует действительности. Например, Джанет Ричерт, директор по вопросам карьеры Robert H. Smith School of Business при University of Maryland (28-я позиция в последнем рейтинге BusinessWeek), отмечает, что в 2004 году в этой школе набирали сотрудников такие компании, как General Electric, Johnson&Johnson, Philips и Delta. В список 15 ведущих работодателей-выпускников бизнес-школы также входят финансовые компании Wachovia, The World Bank и UBS.

А в Terry College of Business при University of Georgia (также «вторая лига» рейтинга BusinessWeek 2004) на кампус в 2004 году приезжали представители компаний GE, FedEx, IBM, ВВ&Т, SunTrust и Wachovia.

Некоторые студенты выбирают такие бизнес-школы еще и из-за теплой, иногда почти домашней атмосферы. «Одно из главных наших преимуществ — небольшой поток слушателей, благодаря этому каждому из них уделяется много внимания преподавателей, комментирует Дэвид Уотерс, один из директоров центра карьеры в Terry College of Business. — Мне нравится, что в бизнес-школ Terry царит культура «конкуренции и сотрудничества», где люди помогают друг другу, сохраняя при этом ориентацию на достижение собственных целей. Мы стараемся сделать так, чтобы все занятия соответствовали главной задаче в нашей работе и в работе менеджера — развитию лидерских способностей».

Большинство таких бизнес-школ не меньше заинтересованы в иностранных студентах, чем ведущие университеты с мировым именем. Во всех европейских бизнес-школах соответствующего уровня учатся в среднем около 40% слушателей из других стран.

Если главная цель поступления в бизнес-школу — обзавестись новыми полезными контактами и связями, то легче всего это сделать в престижном учебном заведении. Но тоже не всегда. Множество небольших бизнес-школ имеют довольно узкую специализацию. Поэтому все, с кем вам предстоит учиться, могут в будущем оказаться вашими партнерами, ведь, скорее всего, все вы будете работать в одной отрасли. Например, финскую Helsinki School of Economics окончили почти все руководители высшего звена компании Nokia.

 

Аргументы против

В апреле 2005 года газета Financial Times опубликовала письмо Джона Фернандеса, президента ассоциации AACSB International, специализирующейся на аккредитации программ бизнес-образования по всему миру. В письме говорилось, что ежегодные рейтинги бизнес-школ вместо предоставления достоверной информации имеют тенденцию вводить читателей в заблуждение, поскольку сегодня лишь 22% программ МВА проводятся в форме full-time. Почти 80% всех программ МВА являются part-time или executive, поэтому они не учитываются в исследованиях и не входят в рейтинги.

Это заявление становится особо актуальным именно сегодня, когда популярность программ part-time видна невооруженным глазом. Однако проблема достоверности информации, содержащейся в рейтингах, была поднята еще раньше. Представители бизнес-школ все чаще отказываются от сотрудничества с издателями. Их не устраивает несовершенство формул расчета позиций учебных заведений в рейтинге, а также вероятность манипулирования результатами. Wharton и Harvard, сильнейшие игроки на рынке программ МВА, выступили против системы рейтингов, крупнейшие из которых финансируются такими изданиями, как Financial Times, The Wall Street Journal, BusinessWeek и The Economist. В качестве протеста они отказались предоставлять информацию об участниках своих программ. Правда, по мнению представителей BusinessWeek, этот отказ особого влияния не имеет, просто составителям рейтинга пришлось приложить дополнительные усилия для установления контакта с выпускниками.

Также крайнее недовольство принципами составления рейтингов WSJ высказали европейские бизнес-школы INSEAD и Manchester Business School. Они обосновали свою позицию тем, что WSJ использует в основном статистику из американских источников, что влияет на распределение мест не в пользу европейских бизнес-школ.

По мнению Патрика Харкера, декана Wharton, методология проведения исследований деловыми изданиями имеет ряд серьезных недостатков, получаемая информация во многих случаях бывает неподтвержденной, а постоянные опросы попросту мешают школам заниматься своим делом. Тем не менее, многие слушатели, особенно те, кто для обучения на программе МВА хотел бы приехать в Америку, используют эти цифры в процессе принятия решений о выборе учебного заведения.

Говоря о всеобщем внимании к правдивости предоставляемых для составления рейтингов данных, Харкер отметил, что один из самых распространенных методов искажения информации состоит в методике определения числа выпускников, получивших работу к моменту получения степени. На вопрос «Есть ли у вас работа?» выпускники отвечают «Да, есть», «Нет, у меня нет работы» или же не дают ответа вовсе. Wharton не учитывает голоса тех, кто воздержался от ответа. Но представители некоторых других школ уверены: «Если мы не получили ответа от выпускников, значит, у них все в порядке и работа у них наверняка уже есть».

Вместе с тем и Harvard, и Wharton продолжают сотрудничество с профессиональной ассоциацией Graduate Management Admissions Council (GMAC), которая занимается разработкой альтернативы рейтингам. База данных GMAC будет содержать профильную информацию о студенческом составе бизнес-школ и практике трудоустройства выпускников. Механизм поиска MBA Pathfinder позволит потенциальным слушателям найти те учебные заведения, которые максимально полно отвечают их индивидуальным требованиям.

 



 
< Пред.   След. >
2007-2022 © Дєньга. Інформаційний ресурс Дєньга має допомогти Вам досягнути матеріального достатку. Матеріали сайту розкривають тематики: Інвестиції(у тому числі в Нерухомість, Золото, Цінні папери), Банки, Створення власного бізнесу, Кар'єрне зростання, Освіта. Редакція не несе відповідальності за достовірність інформації, опублікованої в рекламних матеріалах.
Використання матеріалів Дєньга дозволено тільки при наявності активного посилання на головну сторінку порталу www.denga.com.ua