Когда мы хотим сделать человеку приятно мы говорим ему комплимент. Но уместны ли комплименты в некоторых случаях? Как и кому говорить комплименты вызывая при этом лишь позитивные эмоции? Об этом далее...
· Один смысл. Комплимент должен отражать положительные, и только положительные, качества данного человека. В комплименте следует избегать двойного смысла, когда, например, данное качество у человека можно считать и положительным и отрицательным. Например: “Слушая ваши беседы с людьми, я каждый раз удивляюсь вашей способности так тонко и остроумно уходить от ответа!”. Здесь явно нарушено это правило, условно названное “один смысл”. · Без гипербол. Отображаемое в комплименте положительное качество должно иметь небольшое преувеличение. “Я всегда поражаюсь вашей аккуратности и пунктуальнос- ти!”, – сказал руководитель, принимая отчёт от подчинённого. Того эти слова не просто удивили, а изумили. Во-первых, за ним ходит прямо противоположная, а во-вторых, сейчас даже повода не было для этих слов, не то, что причины. Подчинённый задумался над этими подозрительными словами. Будучи абсолютно уверенным, что это абсурдное утверждение, он стал искать истинный мотив. Предсказать результаты нарушения правила “без гипербол” нетрудно. Нетрудно отыскать и причину: руководитель где-то слышал, что для сохранения морально-психологического климата в коллективе он – руководитель – должен делать сотрудникам комплименты. Полузнание опаснее незнания. Вот почему здесь уделяется столько внимания объяснениям, механизмам, ошибкам, которые могут иметь место при использовании приёмов формирования аттракции. · Высокое мнение. Важным фактором в результативности этого приёма является собственное мнение человека об уровне развития отражённых в комплименте качеств. Допустим, человек твёрдо знает, что уровень этого качества у него значительно выше, чем сказано в комплименте. Например, человек, у которого действительно феноменальная память (и эти слова прочно укрепились в его сознании), вдруг слышит в свой адрес такие слова: “Я поражаюсь тому, как вы сразу запомнили номер телефона! У вас блестящая память!”. Или врачу: “Можно только поразиться вашему мастерству! Как вы так быстро поставили ему диагноз аппендицита!”. И в первом, и во втором случае – это не комплименты, а банальности. Последствия отрицательные, так как нарушено правило “высокое мнение”. · Без претензий. Сотрудник вовсе не стремится к совершенствованию данного своего качества. Более того, считает, что было бы плохо, если бы оно – это положительное качество – было выражено у него сильнее, чем есть. Например, один из ваших подчинённых, который тоже является руководителем, считает, что способность к комплиментам – вовсе не достоинство настоящего менеджера. И если вы, будучи убеждённым в обратном, попытаетесь сделать ему комплимент, например: “Я слышал, что вы блестяще умеете делать комплименты!”, то он, пожалуй, обидится. Ему не известно то, что известно вам, его установки на эти вопросы соответствуют уровню прошлых времен, когда проповедовались прямо противоположные принципы общения. Делая комплименты, не нарушайте правило “Без претензий”. · Без дидактики. Это правило заключается в том, что комплимент должен констатировать, то есть утверждать наличие данной характеристики, а не содержать рекомендации по ее улучшению. Казалось бы, правило очевидное. Однако, как часто звучат фразы типа “Тебе следует быть активнее!”, “Твердость убеждений украшает мужчину! Умей отстаивать свои позиции!” и т.п. Здесь нарушено правило “без дидактики”. · Без приправ. Последнее правило касается не самого содержания комплимента, а тех добавок, которые нередко следуют за ним. Например, “Руки у тебя действительно золотые. А вот язык твой – враг твой!”. Или: “Мне очень импонирует ваша способность располагать к себе людей. Только вот если бы эту способность – да в интересах дела!..”. Следовательно, делая комплимент, удержитесь от ложки дегтя, то есть подобных добавок. Следуйте правилу, условно названному “без приправ”. Примеры комплиментов. Собеседнику о его личностных качествах: 1. Когда он подметил что-то характерное в другом человеке: “Я раньше и не знал, что вы так тонко и хорошо разбираетесь в людях!”.2. В ответ на добрую улыбку, явно адресованную вам: “Знаете ли вы, что ваша улыбка просто обезоруживает людей!”.3. Когда ему удалось убедить кого-то сделать то, что не входит в его обязанности: “Как вам удается так располагать к себе людей?”.4. После длительных переговоров, завершившихся удачно: “Всегда бы общаться с таким приятным партнером (собеседником)!”.5. Когда беседа закончилась с успехом: “До чего же приятно с вами общаться!”.6. Собеседнику, который неожиданно для вас открыл вам на что-то глаза: “Общаясь с вами, можно многому научиться!”.7. Человеку, который вам сообщил что-то новое о Т., которого вы раньше хорошо знали: “У вас поразительная наблюдательность!”.8. Человеку, который неожиданно для окружающих блеснул своей эрудицией: “Меня всегда поражает широта вашего кругозора!”.9. Когда партнер из простых вещей сделал что-то красивое, привлекательное: “У вас удивительная способность видеть прекрасное там, где другие не видят!”.10. Человеку, который был участником конфликта с кем-либо и удержался от ответного выпада: “Как вы смогли воспитать в себе такую сдержанность?!”.11. В ситуации, когда человек мог легко “сорваться”: “Ваша стойкость и выдержка меня всегда восхищали!”.12. Человеку, который, не смотря на трудности, довел дело до конца: “Вашей воле можно позавидовать!”.13. Человеку, который все-таки добился своего: “Это прекрасно, что у вас такой настойчивый характер!”.14. Человеку, который чем-то бескорыстно пожертвовал ради другого: “Меня подкупают ваша доброта и отзывчивость!”.15. Человеку, у которого новый, неяркий костюм: “Как вам удается выдерживать моду и скромность одновременно?!”.16. Человеку после болезни: “А вы совсем неплохо выглядите!”.17. Как проявление вашего высшего доверия: “Пожалуй, я пошел бы с вами в разведку!”. Собеседнику о его деловых качествах:1. Сотруднику, который любит организовать что-либо: “По организации этих конкурсов… вас никто не превзойдет!”.2. Сотруднику, который в трудной ситуации все-таки сумел организовать ваших подчиненных на…: “Н. Н.! Знаете ли вы, что ваша энергия просто заражает других?”.3. Сотруднику, который по своей инициативе выполнил дополнительную работу: “Я поражаюсь вашему трудолюбию!”.4. Сотруднику во время его работы (у кульмана, терминала, станка…): “Смотреть, как вы работаете, – одно удовольствие!”.5. Сотруднику, сделавшему оригинальное приспособление: “Верно говорят! У вас действительно “золотые” руки!”.6. Директору школы – преподавателю после посещения его уроков: “Какая у вас дикция! Слушать вас – одно удовольствие!”.7. Сотруднику, который впервые достиг больших результатов и сам смущен этим: “Вы скромничаете! Ваши способности известны!”.8. Сотруднику, который, не заглядывая в справочник, на память указал необходимые данные: “У вас энциклопедическая память! Ваша эрудиция поразительна!”. Читать также: Как молодому начальнику помириться со старожилами Почем научиться управлять персоналом Лидерство: структура и условия Cтарожил может быть влиятельнее топ-менеджера |