В деятельности классической инвестиционной компании можно выделить три направления: торговля ценными бумагами, инвестиционный банкинг (организация сделок по привлечению денежных средств) и управление активами. Украинские инвестбанкиры, конечно, стараются развивать все три продукта, но определенная специализация все-таки присутствует.
Например, компания «КИНТО» одна из немногих, кто делает ставку на совместное инвестирование — она первой создала в Украине инвестиционный фонд, привлекающий средства населения, а сейчас у нее девять публичных инвестфондов. Однако, развивая совместное инвестирование, в компании «позабыли» об инвестиционном банкинге и развивать это направление кинулись только сейчас. Об этом и многом другом «ДЕЛУ» рассказал президент «КИНТО» Сергей Оксанич.
– В этом году, в отличие от предыдущего, доходность публичных инвестиционных фондов не впечатляет. Многие люди, вложившие деньги в ПИФы, уже сомневаются, правильный ли они сделали выбор. Как вы считаете, может произойти отток вкладов из публичных инвестфондов?
– В 2006 году уже было затяжное падение рынка, и этот период действительно характеризовался уменьшением притока клиентов в публичные инвестфонды. Ведь украинский инвестор еще неквалифицированный, малейшее уменьшение темпов роста индекса ПФТС приводит его сначала в трепет, а потом в буйство. Он начинает делать неадекватные ходы — выходит из фондов, когда доходность падает, а входит, наоборот, на пике роста.
С другой стороны, количество людей, которые уже вложили деньги в инвестфонды и которые потенциально могут это сделать, настолько несопоставимо, что кризис не должен страшить украинских управляющих.
– Вы разделяете мнение тех, кто считает, что отечественный фондовый рынок уже перегрет?
– Подобные разговоры напоминают анекдот о средней температуре в больнице. Влияет этот показатель на здоровье пациентов? Конечно, нет. То же самое можно сказать и о фондовом рынке в целом. В каких-то сегментах он действительно перегрет, но другие-то имеют потенциал! А акции предприятий некоторых отраслей (например, медиахолдингов. — «ДЕЛО») вообще только начинают появляться на отечественном рынке. Поэтому нельзя говорить о перегреве рынка, можно говорить о перегреве его отдельных сегментов. И задача хорошего управляющего определить перспективные направления инвестирования в разрезе секторов экономики и отдельных предприятий.
– Хорошо, тогда поделитесь соображениями, какой сегмент украинского рынка вы считаете наиболее перспективным в 2008-м?
– Я полагаю, что в прошлом году, например, не был реализован потенциал акций банков — из-за мирового ипотечного кризиса. И как только инвесторы поймут, что проблемы уже позади, произойдет скачок цен в финансовом секторе. Но прелесть фондового рынка как раз в том, что со 100%-ной вероятностью предсказать, что и когда произойдет, невозможно. Можно только говорить о тенденциях и потенциалах роста.
Предприимчивые преподаватели
– Вы основали «КИНТО» в 1992 году. В начале 90-х была масса возможностей заработать «быстрые деньги», и фондовый рынок, который тогда был в зачаточном состоянии, казался далеко не лучшим вариантом. Почему вы на нем остановились?
– Я связал свою жизнь с финансами еще в 1973 году, когда поступил в Киевский институт народного хозяйства на финансовый факультет. В конце 80-х, когда стало понятно, что на территорию Советского Союза неизбежно придет капитализм, я и несколько моих коллег, которые тогда были преподавателями, решили, что пришло время становиться практикующими финансистами и нужно создавать фондовую компанию. И когда в 1992 году начали выдавать лицензии торговцев ценными бумагами, одной из первых ее получила «КИНТО».
– Кто еще, кроме вас, был среди основателей компании?
– Анатолий Федоренко, который и сейчас является вице-президентом «КИНТО». Также Юрий Дубовик, которого, к сожалению, уже нет с нами — он умер несколько лет назад. Одним из идеологов создания компании был Игорь Яковенко, но он недолго проработал в «КИНТО», ушел в чиновники (сейчас Игорь Яковенко возглавляет Ассоциацию страховщиков Украины. — «ДЕЛО»).
– Сегодня в Украине уже достаточно людей с большим опытом работы на фондовом рынке. Есть иностранные специалисты, необходимая литература. А как вы работали в начале 90-х? Кто учил вас и вашу команду?
– Во-первых, большинство из нас были научными сотрудниками и занимались именно финансами. Так что какие-то теоретические знания о рынке ценных бумаг у нас все-таки были. Во-вторых, перед тем, как создавать «КИНТО», я на полтора года уехал в Филадельфию, где изучал теорию и практику фондового рынка. Полученный за это время опыт дал нам возможность минимизировать количество ошибок при создании компании и впоследствии при ее развитии.
Пора заняться ib
– Почему компания сделала ставку только на одно направление — управление активами — и не переросла в полноценный инвестиционный банк?
– Действительно, последние пять лет компания делала акцент на управление активами, хотя был период, когда приоритетной была брокерская деятельность или корпоративные финансы.
В 2001 году команда «КИНТО» принимала активное участие в разработке Закона «Об институтах совместного инвестирования». Это позволило нам намного глубже осознать весь потенциал и перспективу данного вида деятельности. Поэтому в 2003 году «КИНТО» сформировала портфель своего первого публичного фонда — «Синергия». Делалось это в тайне от потенциальных конкурентов — боялись, что они все поймут и сразу же массово начнут следовать нашему примеру (смеется). Но нет, первый конкурент «Синергии» появился только спустя полтора года.
Для «КИНТО» и в будущем деятельность по управлению активами останется приоритетной. Но мы будем прилагать усилия, чтобы вернуть наши позиции в инвестиционно-банковском направлении (ib).
– Сейчас «КИНТО» управляет девятью публичными инвестфондами. Для украинского рынка это очень много — у большинства управляющих два-четыре фонда. Объясните, зачем вам так много?
– Просто мы работаем на рынке коллективного инвестирования на три-четыре года дольше, чем наши коллеги. Но это поверхностное объяснение. Крупные американские компании управляют 30-50 фондами — для того чтобы клиент мог выбрать инструмент по своему вкусу и не обращался к конкурентам. Мы к этому и стремимся — создавать фонды с разными инвестиционными стратегиями.
– Вот и в планах Госкомиссии по ценным бумагам смягчение требований к диверсификации активов открытых и интервальных фондов. Как вы считаете, украинский рынок уже готов к тому, чтобы появились открытые фонды, активы которых на 100% состоят из акций?
– Думаю, что к ним готов и рынок, и инвесторы. Я даже считаю, что решение этого вопроса запаздывает на пару лет. Поэтому в наших планах на этот год есть создание открытых фондов акций — разумеется, как только будут внесены необходимые изменения в законодательство.
– Вы считаете, спрос на них будет?
– Девяносто процентов открытых фондов в мире — те, которые инвестируют исключительно в акции. А на так называемые «сбалансированные» фонды, которыми сейчас, по сути, являются наши открытые фонды, приходится около 7-8%. Так что мы просто следуем за мировым опытом.
– Предлагает ли «КИНТО» доверительное управление активами?
– Наше законодательство не позволяет фондовой компании оказывать услугу с таким названием. Де-факто в Украине она называется «управление ценными бумагами», и предоставляют ее компании-брокеры. Госкомиссия только начала выдавать эти лицензии, и наш брокер «КИНТО, Лтд» уже подготовил пакет документов для ее получения.
– Активы на какую минимальную сумму вы готовы брать в управление?
– Этот вопрос мы еще обсуждаем. В голове держится сумма 1 миллион гривен. Мне кажется, что это будет оптимальная величина.
Хороша система на бумаге
– В одном из предыдущих интервью вы сказали, что будущее за негосударственными пенсионными фондами (НПФ), и что вы планируете сделать это направление приоритетным в деятельности «КИНТО». Ваши планы не поменялись в связи с очень медленной реализацией пенсионной реформы?
– Скорее, наоборот. Я открою вам небольшой секрет: 2008-й мы для себя определили как год особо пристального внимания к нашему пенсионному фонду «Социальный стандарт». Скоро уже будет три года, как он существует, но мы его развивали в пассивном режиме. А вот на этот год разработали программу активизации деятельности фонда и ставим перед собой задачу много- кратно увеличить его активы.
– Сейчас много споров вокруг того, насколько эффективна предложенная модель пенсионной системы. Вы ее одобряете?
– Я считаю, что сама концепция очень удачная и в принятые четыре года назад законодательные акты надо внести только небольшие коррективы. На бумаге у нас сейчас одна из самых прогрессивных накопительных пенсионных систем в Европе.
– А вот Дмитрий Леонов, ваш преемник на посту главы совета Украинской ассоциации инвестиционного бизнеса, считает, что создание государственного накопительного фонда, который предусматривает пенсионная реформа, приведет к коррупции и неэффективному управлению пенсионными деньгами…
– Но управлять ими, как предполагается, будут несколько крупных частных компаний, а администратором выступит государственная структура, так что баланс априори сохраняется. Однако я согласен с господином Леоновым в том, чтобы у каждого участника государственной накопительной пенсионной системы была возможность отчислять обязательные платежи в НПФы. Это сделает развитие всей пенсионной системы Украины более динамичным.
Info. Сергей Оксанич
Родился 15 ноября 1955 года в Киеве. В 1977 году окончил Киевский институт народного хозяйства. 1979-1990 годы — доцент Киевского института народного хозяйства. 1990-1992 годы — стипендиат Темпльского университета (Филадельфия, США). В 1992 году основал и возглавил компанию «КИНТО». 1992-1995 годы — внештатный советник Министерства финансов. 1995-2007 годы — глава совета Украинской ассоциации инвестиционного бизнеса. 1999-2002 годы — внештатный советник главы Фонда госимущества. Семейное положение: женат, двое детей. Увлечение — горные лыжи.
Под управлением «КИНТО» находятся девять инвестиционных и четыре пенсионных фонда, чистые активы которых превышают 1 млрд. грн. Это открытый паевой инвестфонд «Классический»; интервальные паевые инвестфонды «Достаток» и «Народный»; закрытые корпоративные инвестфонды «Синергия-2», «Синергия-3», «Синергия-4», «Синергия-5», «Синергия Бонд» и «Синергия Риал Истейт»; негосударственные пенсионные фонды «Социальный стандарт», «Династия» (Львов), «Ивано-Франковск» и «Солидарность» (Днепропетровск).
182,7% доходности в 2007 году продемонстрировал закрытый недиверсифицированный корпоративный инвестфонд «Синергия-3»
Самая большая синергия Корпоративный закрытый недиверсифицированный инвестиционный фонд «Синергия-4» является самым крупным публичным инвестфондом в Украине. На 1 марта этого года стоимость его чистых активов составила 274,25 млн. грн.
265 млн. грн. привлекла компания «КИНТО» в свои инвестиционные фонды за 2007 год (данные сайта investfunds.com.ua)
Компания «КИНТО» является одним из авторов проекта «Сеть фондовых магазинов». Инвесткомпании, вошедшие в это объединение, могут продавать свои продукты (в первую очередь ценные бумаги ин-вестфондов) в одной точке. На данный момент кроме «КИНТО» в «Сеть фондовых магазинов» входят такие компании по управлению активами, как «ИНЭКО-ИНВЕСТ», «ITT-Менеджмент», «ТЕКТ», «Универ Менеджмент», а также универсальный финансовый брокер «Плюс Выбор». «Сеть фондовых магазинов» сейчас представлена в четырех городах: Киеве, Львове, Николаеве, Одессе.
39,8% украинского рынка совместного инвестирования приходилось на инвестфонды под управлением «КИНТО» на начало марта этого года. Таково отношение стоимости чистых активов этих фондов к общей стоимости |