Предвидя скептические улыбки HR-ов, прочитавших название статьи, спешу реабилитироваться. Эта статья создавалась прежде всего для тех, кто выделяет финансирование на обучение персонала. То есть, для руководителей и собственников. И содержит она в себе инструмент, созданный для них же.
Простой, наглядный и легкий в использовании. Хотя и не такой мощный, каким пользуетесь вы, уважаемые HR-ы. Впрочем, возможно, и вы найдете для себя что-то интересное. В частности, здесь затронута вечная тема - должен ли бизнес-тренер быть практиком бизнеса... Моя знакомая, занимающая ответственную должность в одной из крупных американских компаний и имеющая возможность посещать разнообразные тренинги, после одного мастер-класса высказала такое мнение: «Представь себе, - сказала она, - что ты умеешь строить небольшие домики и хочешь научиться строить небоскребы. Приходишь на тренинг, а тебе рассказывают, как делать паски из песка...». Думаю, каждый из нас бывал в такой ситуации. Как Вы определяете, подходит ли Вам бизнес-тренер?Пестрый рынок бизнес-тренеров изобилует самыми различными специалистами. Даже умудренные опытом руководители порой затрудняются в определении подходящего. За последние годы количество тренеров-консультантов и им сочувствующих в Киеве (да и во всей Украине) выросло настолько, что становится непонятным, кого вообще можно считать тренером? Чтобы облегчить жизнь тем, кто заказывает тренинги или посещает открытые тренинги, в статье предлагается чрезвычайно простая и легкая классификация. Но прежде, чем перейти к ней, ознакомимся с некоторыми нюансами национального рынка обучения, которые позволят осознать актуальность предлагаемой классификации. Особенности национального бизнес-обучения. Примеры из жизниВеревочный курс. Имея трехлетний опыт ведения «Веревочного курса», я задался вопросом: почему эта программа, зачастую подразумевающая серьезную и глубокую работу, приобрела репутацию «Веселых стартов»? И вот недавно я получил ответ. После проведения веревочного курса для одного из заказчиков, штатный тренер (не имеющий, кстати, необходимой для бизнес-тренера подготовки) сообщил мне: «А я так посмотрел... - ведь ничего сложного! В следующий раз я и сам смогу провести!». И стало понятно - в следующий раз это и будут «Веселые старты». Еще один пример, записанный в видео-формате, мне показала моя знакомая HR-менеджер, работающая в крупной IT-компании. В процессе одного из упражнений «тренер» осуществлял вмешательство там, где делать это не только категорически запрещено, но и нецелесообразно. Позже я выяснил, что знания о веревочном курсе он также почерпнул, будучи его участником. И не более. К сожалению, сегодня 8 из 10 инструкторов, ведущих «Веревочный курс», не осознают цели и методики этой программы. Как правило, это «тренеры», прошедшие курс в качестве студентов, либо наблюдавшие за процессом со стороны. Заказчику важно помнить, что суть веревочного курса не в деревьях и веревках, а в групповом коучинге, проводимом тренером-инструктором... Впрочем, эта тема требует отдельной статьи. Коучинг. Часто ли Ваш коуч советует Вам, что делать? В Киеве есть знакомый мне «специалист», который во время коучинг-сессии дает свои комментарии и советы, противореча своим вмешательством самой сути коучинга. Конечно, он делает это из добрых побуждений. Однако, это уже не коучинг. И установленная за час цена -150 у.е. - совершенно не обоснована. В то же время «специалист», осуществляющий столь некорректное вмешательство, сотрудничает с одной из крупнейших киевских тренинговых компаний и проводит обучение для многих организаций. Кстати, о несанкционированных вмешательствах. Вмешательство в процессы. Это особенная болезнь некоторых «тренеров». Успех любого тренинга, если только мы говорим о тренинге, а не о семинаре, состоит в том, что студенты принимают в нем самое активное участие. И порою тренеру лучше совсем не вмешиваться в некоторые процессы, чем вмешиваться излишне настойчиво. Так, в бизнес-пространстве Украины действует целый ряд «тренеров» с подходами школьных учителей, всегда знающих правильные ответы и своевременно поправляющих учеников. Придание значимости мнению другого человека, к сожалению, отсутствует. Титулованность и сертифицированность. Сертифицированность - особая тема для разговора. Сертифицированный тренер - это модно. Это дороже, чем обычный. И это не всегда понятно. Недавно, посетив тренинговую выставку, я был свидетелем конфузного происшествия. Сертифицированный коуч, он же сертифицированный тренер международного класса, он же не помню кто еще, не смог справиться с обычной аудиторией размером в 30 человек. Факт на лицо - громкие титулы, привлекательные аббревиатуры и ворох дипломов не дают гарантии качественной подготовки специалиста. Зачастую диплом или сертификат - свидетельство финансового вложения в собственное образование, но не подтверждение компетентности. Что бы ни писал тренер в своем резюме, важно помнить: в Украине официальное законодательство не предусматривает процедуру сертификации бизнес-тренеров. А это означает что я, будучи бизнес-тренером, могу выдать любому школьнику сертификат о том, что он тоже является бизнес-тренером. И он будет сертифицирован. Сертификат тренера - это хорошо. Важно только выяснять, кто его выдал и насколько компетентна выдающая организация. Еще один важный фактор - как долго тренер обучался тренерской науке в организации, выдавшей сертификат. Думается, тренинг для тренеров, длящийся 20 дней, не в состоянии передать необходимое количество навыков, знаний и информации. Западное ориентирование и отсутствие практики. Эта «болезнь» касается не только Украины, но и других стран СНГ. Обучающие программы по продажам и управлению, основанные на западных методиках и не отшлифованные украинской реальностью, часто не выдерживают давления отечественного бизнеса. И вот, специалист по продажам, пройдя соответствующий тренинг и получив соответствующие навыки, выходит с ними в жизнь... и тут же получает «негативную обратную связь». Опробовав западные методики и убедившись в том, что они не работают, он делает для себя вывод о том, что все тренинги - пустая болтовня теоретиков. Такой ситуации не произошло бы, занимайся тренер личными продажами в реальном секторе бизнеса. Но тренер уже отошел от личных продаж, он только обучает. Итак, если вы собираетесь на тренинг по продажам, выясните - когда тренер сам делал продажу в последний раз. НЛП. На той же тренинговой выставке, о которой я писал выше, к нашему стенду подошел благообразного вида мужчина с небольшой седой бородкой. Не успев толком поздороваться, хитро прищурившись и многозначительно улыбаясь, он сообщил «Мы вообще можем заниматься тем, чтобы посещать любые тренинги и развенчивать их в пух и прах!» «Интересно, - подумалось мне, - а какая польза от этого будет заказчику?». В слух же я поинтересовался, кем же является достопочтенный посетитель. «Мастер НЛП», - был дан гордый ответ. НЛП - это отличные, может быть даже самые выдающиеся на сегодняшний день, действительно работающие технологии. Но и они не являются панацеей. А специалисты, чересчур серьезно увлекшиеся этой наукой и забывшие о существовании повседневных задач, стоящих перед предпринимателями, управленцами и специалистами, вызывают некоторые опасения у обычных людей. Так как же выбрать подходящего тренера?Тактико-Технические характеристики тренера Классификаций и методик - великое множество. Рассмотрим еще одну, отличающуюся легкостью применения и практичностью. Назовем ее «Ассоциативной системой оценки квалификации бизнес-тренеров». Для определения адекватности тренера было выбрано две шкалы: Теоретическая подготовка и Личный опыт. В зависимости от уровня подготовки тренера по обоим параметрам, было выделено четыре типа бизнес-тренеров: Практикант, Аспирант, Техник и Инженер. Рассмотрим подробнее каждый из типов. Заметим, что, как и всегда, рассматриваются идеальные типы, - которые в чистом виде встречаются крайне редко. ПрактикантКратко: имеет теоретические знания, но довольно ограниченные. Практического опыта нет. Зато очень хочет проводить тренинги. Откуда берутся: прошел некоторое, обычно небольшое, количество тренингов и понял, что проводить их легко. Прочел полезные книги. Чем привлекательны? Ценой. Минусы: не обладает комплексом навыков и знаний для ведения тренингов, не обладает практическим опытом. Может покинуть тренинг не доведя его до конца, обидевшись на аудиторию. Для чего можно привлекать: если бюджета на обучение нет, но надо хоть как-то развиваться. Только для молодых специалистов. АспирантКратко: отлично ведет тренинги и обладает довольно хорошими теоретическими знаниями по предмету тренинга. Откуда берутся: имея некоторый опыт в какой либо области, попал на бизнес-тренинг. Понравилось, пошел работать в тренинговую компанию (скорее всего, вначале - специалистом по продажам). Там же вырос до тренера. Прошел необходимый комплекс обучения. Чем привлекателен? Отлично работает с аудиторией. Харизматичен. Умеет расположить к себе и выпутаться из трудных ситуаций. Минусы: не понимает реальных проблем и возможностей аудитории, зная о них лишь теоретически. Испытывает недостаток опыта в реальном секторе бизнеса. Для чего можно привлекать: проведение тренингов на «общие» темы. Также проведение тренингов для молодых специалистов. ТехникКратко: знает много и глубоко, иногда даже слишком глубоко. Но часто не в состоянии передать свои знания и опыт аудитории. Всегда является действующим специалистом в своей области (тренинг - не основной вид деятельности). Откуда берутся: специалист, достигший успеха в своей области и решивший а) поделиться своими знаниями с миром, б) заработать еще и на обучении. Чем привлекателен? Компетентен в трудностях и возможностях, с которыми сталкивается аудитория. Лучше, если имеет и позитивный и негативный опыт. Минусы: часто не может удержать внимание аудитории, в результате из всей информации воспринимается 10-30 процентов. Кроме того, может сильно увлечься интересующей его темой и забыть обо всем остальном, что будет не интересно большей части аудитории. Для чего можно привлекать: для работы с высокопрофессиональной и заинтересованной в теме аудитории. Исключительно для проведения семинаров. ИнженерКратко: опытен в заявленной теме и умеет подать информацию так, чтобы его слушали и понимали. Откуда берутся: специалист, достигший успеха в нескольких областях и решивший стать профессиональным бизнес-тренером. Обычно параллельно является действующим специалистом или бизнесменом (тренинг - не основной вид деятельности). Получил соответствующее образование. Чем привлекателен? Компетентен в заявленной теме и отлично работает с аудиторией. Совмещая образование и собственный опыт пишет программы, максимально адаптированные к реальности. Лучше, если имеет и позитивный и негативный опыт. Минусы: цена. Компетентность в заявленной теме часто ниже, чем у Техника, т.к. имеет опыт сразу в нескольких областях. Для чего можно привлекать: для проведения тренингов и семинаров как для новичков так и для профи, но при достаточном бюджетировании. Тактико-Технические ХарактеристикиПо 10-бальной шкале. Критерий | Практикант | Аспирант | Техник | Инженер | Доступность изложения | 3 | 10 | 3 | 10 | Уровень компетентности в теме | 2 | 5 | 10 | 8 | Применимость на практике | 1 | 5 | 10 | 10 | Понимание проблем и возможностей аудитории | 2 | 3 | 10 | 10 | Авторитет для аудитории | 3 | 8 | 5 | 10 | Источники вдохновения | Книги | Книги, Тренинги, Рассказы очевидцев | Личный опыт | Книги, Тренинги, Рассказы очевидцев, Личный опыт | Цена за 1 день (от...), $* | 50 | 400 | 300 | 700 |
* - цены приведены относительно свободных тренеров, а не организаций. Как выбрать тренера?Для начала, конечно, необходимо определить тип специалиста, который нужен Вам на данный момент. А затем попытаться выяснить, к какому типу относятся претендующие кандидатуры. Доступная информация. Прежде всего, не стоит забывать про самые простые способы поиска информации - возможно, фамилия тренера уже встречалась в какой-нибудь статье или в обзоре, стоит попробовать Google, Yandex или любую другую поисковую систему, спросить знакомых, и просто запросить резюме («Профиль») тренера. При изучении профиля важно обратить внимание на способ подачи информации. Это характеризует презентационные навыки тренера и способ его мышления: структурность, системность (если только речь идет о свободном тренере, у которого нет необходимости придерживаться корпоративных стандартов). Репутация. Даже если тренер опытен, необходимо проверить, на сколько его опыт ведения обучающих программ позитивен для заказчиков. В частности, имеются ли письменные благодарности? Готовы ли заказчики, писавшие благодарность, устно порекомендовать тренера? Есть ли повторяющиеся заказы и каково их количество? Личный контакт. Определение типа тренера - это первичный отбор. Далее следует более точная подстройка. На сколько личность тренера соответствует контексту организации? Ценности, степень ориентации на результат или на отношения, «общий язык» с заказчиком... - все это важные факторы, оказывающие влияние на успех проведения тренинга. Имеет смысл обратить внимание на те вопросы, которые задает сам тренер и то, как он их задает. Если, конечно, он вообще задает вопросы. Если тренер только получил запрос на «Тренинг продаж» и уже знает, что делать - перед Вами практикант. Ведь для разных заказчиков слова «Тренинг продаж» могут иметь совершенно различные значения. Самотестирование по темам. Предложите тренеру список интересующих Вас обучающих программ и предложите возле каждой поставить две оценки по 5-бальной системе. Первая - теоретические знания по теме. Вторая - практический опыт. Затем воспользуйтесь предложенной системой классификации, и Вы узнаете, к какому типу относит себя сам тренер. Если по всем темам получилось «5, 5», т.е. «Инженер» во всех направлениях - самое время насторожиться. Три вопроса для тренера. При общении с некоторыми из бизнес-тренеров вспоминается м/ф «Как старик корову продавал». Поэтому ниже приведены не только важные вопросы, но и комментарии по возможным ответам. Обычный вопрос №1. «Каков Ваш опыт в качестве бизнес-тренера?» Часто, пройдя программу повышения личной эффективности или тренинг риторики, человек ощущает себя в силах проводить тренинги. Прочитав несколько полезных книг, он обращается с предложением в тренинговые агентства. Учитывая низкие финансовые запросы такого «тренера», агентства часто соглашаются. И вот, вчерашняя домохозяйка или студент обучает специалистов по продажам. Обычный вопрос №2. «Кто Ваши клиенты?» Как выяснилось, перечисление клиентов еще не дает уверенности в их наличии. Мне известен киевский тренер, который начинал с того, что работал специалистом по продажам в одной из многочисленных тренинговых компаний. Работал достаточно успешно, нужно отдать ему должное. Но до чего же я был удивлен, когда увидел в «послужном списке» его клиентов название организаций, которым он... лишь продал обучающие программы, которые проводили другие тренеры. Вывод: у тренера нужно спросить о его клиентах особенным способом - какие именно обучающие программы именно он проводил? Обычный вопрос №3. «Какой у Вас опыт по данной теме?» Узнайте у тренера о его опыте в реальном секторе бизнеса. Многие из «тренеров» имели отличный опыт продаж... бизнес-тренингов. И все! Так, мне известен бизнес-тренер, у которого в жизни было две работы: промоутером и специалистом по продажам тренингов. Получив такой опыт, он принялся за обучение других людей. Бизнес-тренерам можно и нужно задавать прямые вопросы. Однако, как всегда, есть свои нюансы. К примеру, Практикант может иметь существенно больший уровень мотивации, нежели Инженер, и отдавать себя тренингу он будет на 100%. А техник может считать себя существенно выше слушателей, и вызвать море негативных эмоций. Так или иначе, у каждого тренера есть свои плюсы и минусы, свои постоянные клиенты и почитатели. Главное, выбрать - наиболее подходящего именно Вам. Автор: Моргуненко Антон Источник: www.trainings.ua Читать также: Сколько стоит личностный рост Система обучения и развития в киевских компаниях Почем научиться управлять персоналом Анализ потребности в обучении Экстремальные тренинги: в чем секрет? |