В конце ноября на сайте Всемирного банка были обнародованы результаты исследования налоговых систем 178 стран мира, проведенного ВБ совместно с Pricewater-houseCoopers.
По простоте уплаты налогов Украина заняла "почетное" предпоследнее место. Интересно, что к аналогичным выводам пришел и Минфин, промониторив практику администрирования отечественных налогов. Однако использовать информацию министерство намеревалось лишь для смещения руководства ГНАУ.
Хуже только белорусам
Определяя степень привлекательности налоговой системы, авторы исследования ориентировались на три показателя: количество налоговых платежей, время, которое затрачивает налогоплательщик на ведение их учета и уплату (во внимание принималось время на ведение учета и уплату трех основных налогов - на прибыль предприятия, на фонд оплаты труда и НДС), а также соотношение уплаченных налогов и чистой прибыли.
По подсчетам экспертов ВБ и аудиторов Pricewaterhouse Coopers, в нашей стране действует 99 видов обязательных платежей. По этому показателю Украина в рейтинге заняла 176 место. На ступеньку выше оказалась Румыния с 96, на позицию ниже - Узбекистан со 118 различными видами действующих там налогов, а меньше всего их оказалось у Мальдив - всего один, и чтобы его уплатить, тамошние налогоплательщики практически не затрачивают времени. Отечественные же бухгалтеры, чтобы отдать казне положенное, в год тратят 2085 часов, что во временном рейтинге обеспечило нам неприглядную 176 позицию (рядом оказались Камерун и Бразилия с 1400 и 2600 часами соответственно).
В рейтинге общей налоговой нагрузки мы заняли 145 место с показателем 57,3% (соседи по рейтинговой позиции - Коста Рика с 55,7% и Микронезия с 58,7%). Что касается общего налогового рейтинга, то единственным утешением для нашего бизнеса может служить лишь то обстоятельство, что еще хуже живется белорусским предпринимателям. Кроме общего последнего места, Беларусь оказалась лидером по количеству платежей - 124. Комментируя полученные результаты, авторы исследования посоветовали аутсайдерам вплотную заняться налоговыми реформами.
Минфин нашел крайнего
В нелицеприятной ситуации в налоговой системе страны лично убедился и Минфин. В конце мая правительство приняло решение внедрить ее ежеквартальный мониторинг. Однако первые результаты такого мониторинга появились лишь сейчас. Ведомству Николая Азарова пришлось констатировать увеличение налоговой нагрузки. К примеру, если в первом квартале нагрузка на фонд оплаты труда составляла 43,6%, то по результатам полугодия этот показатель достиг 45,6%. Впрочем, судя по данным мониторинга, чем больше государство хочет получить от бизнеса, тем активнее предприятия ищут способ умерить его аппетиты.
Особенно показателен пример уровня платежей налога на прибыль (отношение фактических поступлений к начисленным к уплате суммам): если в январе–марте он составлял 130,4%, то по итогам января–июня упал до 105%. Главный же вывод, который напрашивается после изучения результатов минфиновского мониторинга, - из рук вон плохая работа налоговой. По обобщенным данным, за десять месяцев этого года по результатам проверок предприятий к уплате было дополнительно начислено 2,7 млрд грн. Однако получить фискалы смогли только 1,2 млрд грн. Обоснованность остальной суммы была оспорена компаниями, и их требования были удовлетворены в судебном порядке.
"Низкая квалификация сотрудников аудиторских подразделений ГНАУ уже ни для кого не является секретом. Причина этого - дискриминационные условия работы. Вследствие огромного количества проверок рабочая нагрузка на сотрудников этих подразделений - самая высокая среди служащих налоговой. Кроме того, условия их оплаты труда хуже, чем у сотрудников других департаментов. Если последние получают надбавки к окладам и премии в стабильном режиме, то для аудиторов уровень заработка очень зависит от выполнения планов доначислений. В результате кадровая текучка в этих подразделениях одна из самых высоких. Доходит до смешного. Если инспектор во время проверки предприятия правильно определяет суммы для доначисления, то он получает предложение работы от руководства этого предприятия, как подтвердивший профпригодность аудитор", - поделился один из сотрудников центрального аппарата ГНАУ.
Учитывая это обстоятельство, налоговикам приходится брать не умением, а числом. Согласно подсчетам организации группы Всемирного банка Международной финансовой корпорации, ГНАУ на сегодня входит в тройку самых активных проверяющих структур наряду с санитарно-эпидемиологической службой и пожарной инспекцией. Ежегодно фискалы проверяют около 50% всех предприятий страны. Система организации проверок в налоговой работает по принципу тотального контроля, в противовес европейскому принципу управления рисками. Формально налоговики согласились с тем, что дальше так жить нельзя, но отказаться от старых привычек бывает трудно.
"В ГНАУ при поддержке Международного валютного фонда сейчас внедряется система управления рисками при организации и проведении налоговых проверок. Однако, по информации экспертов, налоговые органы могут игнорировать требования этой системы в случае, когда нужно обеспечить дополнительные налоговые поступления за счет внеплановых проверок", - говорится в отчете МФК "Бизнес-среда в Украине".
Впрочем, учитывая нереальность задач, которые ставятся перед сборщиками налогов в последнее время, даже проверочный террор уже давно не приносит желаемых результатов.
Азаров сделал вывод
Стоит сказать, что проведение мониторинга налоговой системы - нормальная практика для налоговых служб европейских стран. Главная цель таких мероприятий - определить эффективность работы фискальных служб в целом, а также целесообразность действия определенных налогов. Если по данным мониторинга оказывается, что расходы на сбор и администрирование определенного налога выше или практически равны собственно сборам по нему, то принимается решение об отмене такого налога. Например, может быть принято решение об отмене НДС по некоторым видам товаров. Однако у нас цель мониторинга была совсем иная. Судя по всему, весь этот сыр-бор Минфин затеял лишь для того, чтобы собрать компромат на руководство ГНАУ и, пустив его в ход, добиться смены первых лиц главного налогового офиса. Нелюбовь главы Минфина Николая Азарова к главе ГНАУ Анатолию Брезвину общеизвестна: он пришел на работу в налоговую вопреки желанию Николая Яновича, который любит держать все под непосредственным контролем.
Попытки Николая Азарова сместить Брезвина с должности до этого успехом не увенчались. Имея покровителей в Кабинете Министров, защищающих его от гнева господина Азарова, Анатолий Иванович регулярно позволяет себе вольности в отношении непосредственного руководителя. Сбор информации о значительном превышении г-ном Брезвиным своих полномочий на посту главы ГНАУ мог стать аргументом для его смещения с должности. О том, чтобы пересмотреть условия администрирования налогов по результатам проведенного исследования, минфиновские чиновники даже не упомянули. Да и проект налогового кодекса, разработанный под чутким руководством Николая Азарова, особых изменений не предлагает.
С приходом нового правительства межведомственные дрязги могут отойти в прошлое. Однако бизнесу от этого не легче. Кроме популистских заявлений об отмене НДС "оранжевые" победители не озвучили ни одной внятной идеи относительно реального улучшения налоговой системы страны.
|