Банки и коллекторские компании развернули новую атаку на заемщиков-должников. Они больше не ограничиваются звонками и письмами клиентам, а начали расклеивать по месту жительства объявления-предупреждения с фотографиями.
«Мне позвонила шокированная жена: «У нас весь подъезд обклеен твоими фото с подписью «должник». Зачем ты снимал деньги с кредитной карты?! А самое удивительное, что моей кредитке уже около двух лет, на ней было около 50 грн и я ей не пользовался. Прибежал в банк, и выяснилось, что мой долг составляет 45 грн. А возник он из-за того, что банк взыскал с меня годовую плату за пользование пластиком. Девочки-операционисты успокоили: «Не переживайте, вот если бы ваш долг превысил 30 тыс. грн, то мы разместили бы по месту жительства билборд с фото», — рассказал «Вестям» предприниматель Александр (Киев). НАНИМАЮТ РЕКЛАМНЫЕ АГЕНТСТВА Причины своего рвения банкиры объясняют лишь неофициально: «Владельцы требуют от своих банков увеличение прибыли. И финансисты сегодня не обращают внимания на размер задолженности. С одним и тем же рвением выбивают как долги в 45 грн, так и в 5–8 тыс. грн. Сами банкиры фото не расклеивают, а привлекают к этому третьи структуры, нередко даже рекламные агентства», — рассказал «Вестям» зампред одного из банков. При этом, по словам адвоката Ростислава Кравца, ранее банки лишь практиковали наклейки — на дверях квартир помещалось объявление, что здесь живет должник, и указывался телефон банковского работника, с которым нужно связаться и погасить задолженность. На фотографиях чаще всего специализируются коллекторские компании. «Они действуют по принципу: «На войне все методы хороши». Как бы там ни было, а фотосессию для будущих рассылок проводят банкиры (если они впоследствии передают дела клиентов коллекторам, то отдают вместе с ними и фотобазы). «Многими банками практикуется фотосъемка заемщика посредством веб-камеры при подписании кредитного договора с согласия самого заемщика», — сообщила «Вестям» старший юрист юргруппы LCF Елена Волянская. Банкиры признают, что собирают базы фотографий своих клиентов. Но не признаются официально в расклеивании фото мелких должников. «Мы уже пять лет ведем кампанию против мошенничества при получении кредитов и размещаем в открытом пространстве изображения лиц, по которым есть неопровержимые доказательства получения в банке кредита по поддельным документам или другими мошенническими способами. По всем этим лицам материалы переданы в МВД, мы ведем розыск мошенников и просим помочь в этом наших клиентов», — сказали нам в пресс-службе Приватбанка. По словам финансистов, активнее всего им гасят кредитные задолженности после наклеивания на двери квартир должников банковских номеров телефонов. Более масштабными акциями финансисты грозят лишь крупным неплательщикам. «Банки могут использовать билборды с фотографиями недобросовестных заемщиков по залоговым кредитам на крупные суммы, корпоративным займам, кредитам на малый и средний бизнес. Учитывая стоимость размещения таких объявлений, речь идет о задолженности на значительные суммы», — уверяет директор департамента по работе с задолженностью банка «Ренессанс Кредит» Ольга Варламова. ТРЕБУЙТЕ КОМПЕНСАЦИЮ Что бы ни говорили банкиры, но права граждан защищены законом. «Размещения изображения должника без открытия уголовного производства и резолюции следователя или суда являются нарушениями статьи 308 Гражданского кодекса. По ней, фотографии с изображением физлиц могут публиковаться и распространяться только с согласия этого человека», — рассказал «Вестям» партнер юрфирмы Vox Legum Михаил Спасов. Из этого правила есть только два исключения: фото позволяется распространять при розыске пропавших людей и преступников. Во всех остальных случаях человек, сколько бы он ни был должен банку, имеет право на компенсацию. «Должник может рассчитывать на защиту своих чести и достоинства, а также на компенсацию морального вреда», — заверил адвокат Константин Цуперяк. Все, что для этого нужно, это подать иск на банк либо коллекторскую компанию и отстоять свои права в суде. ВСЕ В СУД Такие наклейки появляются все чаще на домах украинцев. Глава Ассоциации наружной рекламы Артем Биденко считает, что это незаконно: нельзя публично давать оценку действий должника до решения суда. «Но вину банка доказать сложно. В суде они могут сказать, что это не они развешивают объявления, а их враги, например», — говорит Биденко. Елена Лысенко http://vesti.ua/ Читать также: Про потребительское кредитование изнутри Кредитные ловушки банков Кредитный бум в 2013 году не ожидается, но рынок растет Брать кредит или откладывать деньги? Как решить проблемы с кредитом |