Они объясняют, поддерживают, информируют, советуют, находят, сводят, финансируют и лоббируют. Так ведут себя зарубежные государственные агентства по привлечению инвестиций, опекая бизнес. Хотя они могли бы писать законопроекты и решать проблемы инвесторов на бумаге. Как это делает Госинвестиций Украины.
Джонсон Чен, глава гонконгской компании Glo Group, загорелся идеей создания сети ресторанов здоровой пищи более пяти лет назад. Все указывало на то, что в ближайшие годы здоровый образ жизни с правильным питанием модной волной накроет западные страны. Восточная кухня становилась все популярнее. И Чен решил, что пришло время открыть сеть заведений с хорошим рисом и лапшей, в которых подавалась бы более полезная еда, чем в стандартных ресторанах. Glo Group начала исследование нескольких городов, известных своей культурной разношерстностью - Нью-Йорка, Франкфурта, Лондона, Амстердама… "Мы искали место, где было бы легко делать бизнес, где язык, законодательство и структура бухгалтерского учета были бы нам знакомы", - рассказывает Джонсон Чен. В результате выбор компании пал на Великобританию. В процессе исследования фирма связалась с британским генеральным консульством, которое дало им наводку на правительственную организацию, занимающуюся привлечением иностранных инвестиций в свою страну - UK Trade & Investment. Агентство помогло будущим инвесторам выйти на главное агентство по развитию региона - ThinkLondon - и несколько других связанных учреждений. Как отмечает господин Чен, "UK Trade & Investment помогло нам двинуться в нужном направлении и начать разговаривать с нужными людьми". Опытные "завлекатели" Агентства по привлечению инвестиций, как правило, - правительственные подразделения, подотчетные иногда министерству экономики и занятости (как в Австрии), иногда министерству промышленности, туризма или торговли (как в Испании и Китае), иногда сами объединяющие несколько институтов. "Достучаться" до их услуг, которые бизнесу не стоят ни копейки, можно не только в головном офисе в столице страны, которую организация представляет, но и во многих городах. Как этого государства, так и всего мира. Помимо того, что они действуют через посольства, консульства и торговые миссии, большинство агентств имеют офисы как минимум в трех городах - Лондоне, Нью-Йорке и Токио. Например, бельгийский Flanders Investment & Trade с центральным офисом в Брюсселе может похвастаться представительством в Чикаго, Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Токио и Лондоне. Всего в этом агентстве 75 офисов, разбросанных по всему земному шару. Некоторые же "охотники за инвестициями" идут еще дальше - в Канаду, Австралию, Новую Зеландию, Индию и Бразилию. Такая обширная сеть позволяет агентствам работать с бизнесом "на местах", налаживать более тесные контакты со структурами и всегда быть "на расстоянии вытянутой руки" в случае надобности. Большинство зарубежных агентств специализируются на привлечении иностранного капитала и обосновании "заморских" фирм в своей стране. Но некоторые совмещают роль ангела-хранителя не только для иностранцев, но и для компаний местного происхождения. Агентства помогают последним войти на рынок или же расширить свой бизнес за рубеж. Наиболее яркий пример такого многофункционального учреждения - UK Trade & Investment из Великобритании. Для британских компаний, стремящихся к международной экспансии, агентство организовывает торговые выставки за границей, проводит "разведку" рынка на заказ и помогает разобраться с бизнес-климатом. Помогу чем могу В целом же все агентства предоставляют довольно стандартный перечень услуг. Во-первых, информация. Все агентства без исключения информируют своих клиентов как о макроэкономических тенденциях, так и об отраслевых новостях. Во-вторых, консультации. Они разъясняют иностранным компаниям тонкости местного налогового и трудового законодательства, регуляторной политики, а также все процедуры, которые придется пройти старт-апу, желающему зарегистрировать свой бизнес именно в этой стране. В некоторых агентствах консультации из теоретической плоскости перекочевывают в практическую. Эксперты не только рекомендуют фирме разместиться в определенном месте, но и могут провести с инвесторами ряд пробных выездов, чтобы подобрать подходящий участок или недвижимость. Помогут они и с оформлением документов (например, лицензии для ведения бизнеса), и с банком о предоставлении кредита для проекта договориться, и персонал с поставщиками бытовых услуг подобрать. Одним словом, чтобы привлечь бизнес в свою страну, агентства готовы на многое. Причем некоторые из них не бросают своих подопечных и после их вхождения на внутренний рынок, продолжая по возможности избавлять от бюрократической "тягомотины". Так, Glo Group, занимаясь бизнесом, весьма чувствительным к потребительскому настроению, должна была выбрать подходящее место с точки зрения местной аудитории и пешеходных путей. В этом гонконгскому новичку также помогло британское инвестиционное агентство. Наконец, первый ресторан - Glo Rice and Noodle Cafe - открылся в 2004 году в самом центре столицы, неподалеку от St. Paul's Cathedral - облюбованного туристами храма. В течение трех лет открылись еще два заведения Glo Group. Сначала возникли некоторые трудности, поскольку компании не сразу удалось понять вкусы британских клиентов. И снова на помощь пришло UK Trade & Investment. Оно предоставило компании данные о том, как британцы расходуют деньги. Это позволило составить общее представление о предпочтениях клиентов. Правда, встречаются и такие организации (в частности, China Investment Promotion Agency из Китая), которые не ведут бизнес "за руку", а выполняют преимущественно представительские, консультационные и информационные функции. Основной "конек" китайцев - веб-сайт Invest in China. Там находятся тщательно структурированные и хорошо продуманные базы данных, в которых содержится информация от законодательства и регуляторных актов до статистики по прямым иностранным инвестициям и новостям отраслей. Наконец, многие агентства помогают бизнесу не только "морально", но и "материально". Так, предприятия, относящиеся к малому и среднему бизнесу, могут претендовать на гранты из бюджета, частично покрывающие издержки по проекту. Скажем, в Эстонии гранты предусмотрены лишь для трех сфер деятельности - инфраструктурных проектов, тренингов для персонала и R&D. Другими словами, если фирма намерена заняться строительством технической инфраструктуры - починкой дорог, линий электропередачи или канализационной системы, то она может рассчитывать на "дисконт" в размере 25-50% от стоимости проекта. Такую же скидку можно получить на проект R&D. Единственное условие - проект должен предполагать создание новых рабочих мест и относиться к развитию и расширению компании. Среди кадровых тренингов на финансирование могут претендовать лишь курсы повышения квалификации работников, профессиональные тренинги для новых работников в связи с расширением компании, тренинги для освоения новых специальностей для модернизации производства. Для подобных целей эстонский центр может оплатить до 70% расходов. Это зависит только от размеров и расположения компании. Ангел с украинской пропиской Государственное агентство инвестиций и инноваций Украины - практически одногодок своих зарубежных коллег. В Европе пик создания специальных учреждений по привлечению инвестиций пришелся на 2005 год и не миновал нашу страну. Агентство Госинвестиций, созданное росчерком пера президента Украины под Новый 2006-й год, за два с небольшим года обросло многочисленными учреждениями и неоднократно меняло название. Среди "придатков" агентства - Государственное инновационное финансово-кредитное учреждение, Украинский центр содействия иностранному инвестированию, а с сентября прошлого года - Государственное ипотечное учреждение. Хотя по сути Госинвестиций занимается тем же, чем и его заграничные коллеги - привлечением бизнеса на украинскую территорию, отечественный "ангел-хранитель бизнеса" существенно отличается от зарубежных. Во-первых, Госинвестиций ограничивается национальной сетью, состоящей из одиннадцати региональных центров, и не имеет представительств за рубежом, кроме как в посольствах и торгово-экономических миссиях. Во-вторых, будучи специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти, Госинвестиций уделяет больше внимания участию в написании нормативно-правовых актов, касающихся инновационной сферы, а не практической реализации своего прямого предназначения. Так, из-под пера специалистов Госинвестиций вышла "Концепция Государственной целевой программы модернизации рынков капитала", одобренной Кабмином в ноябре 2007 года. Затем, 10 января, последовал и сам проект "Программы модернизации рынков капитала". На следующий же день агентство обнародовало еще один проект - "Концепции Государственной целевой программы переподготовки и повышения квалификации специалистов органов государственной власти и местного самоуправления в сфере инвестиций и инновационной деятельности". При этом практическая сторона деятельности Госинвестиций не настолько блистательна и финансируется не особо щедро. За 2007 год Госинвестиций профинансировало всего девятнадцать проектов по программе удешевления кредитов (на сумму 144,5 млн. грн.) и еще семнадцать проектов по программе льготных кредитов (на сумму 767,4 млн. грн.). В помощь агентству недавно в Украине был создан еще один орган - Совет инвесторов Украины при Кабинете Министров. В составе Совета было создано пять рабочих групп, которые будут заниматься вопросами фондового рынка, валютного регулирования, макроэкономики, аграрного и продовольственного рынков, а также разработкой законопроектов о концессиях и о частном и государственном партнерстве. Иными словами, все тем же решением проблем на бумаге. Выводы напрашиваются сами: Украине не хватает учреждения, которое на практике привлекало бы инвесторов и помогало бы им преодолевать трудности, а не боролось бы с ветряными мельницами посредством чернил и бумаги. Достаточно взять пример с UK Trade & Investment. На пути Glo Group встречались разнообразные препятствия, но компании всегда помогали. В результате Джонсон Чен и не думает останавливаться на достигнутом. До 2008 года он планирует открыть еще тринадцать ресторанов на Туманном Альбионе, а укрепив там свои рыночные позиции, двинуться в Европу. А ведь без британского ангела-хранителя гонконгской компании вряд ли что-либо удалось бы, тем более в такие сжатые сроки. Предприятия и учреждения, входящие в состав Госагентства инвестиций и инноваций: Одиннадцать бюджетных учреждений, объединенных в национальную сеть региональных центров инновационного развития Государственное инновационное финансово-кредитное учреждение (ГИФКУ) Государственное ипотечное учреждение (ГИУ) Государственное бюджетное учреждение "Украинский центр способствования иностранному инвестированию" (УЦСИИ) Государственное предприятие "Национальный центр внедрения отраслевых инновационных программ" (НЦВОИП) Государственное предприятие "Киевский центр внедрения региональных программ инновационного развития" Государственное предприятие "Опытный машиностроительный завод" Источник: Госинвестиций Стандартные услуги, которые предоставляют зарубежные агентства по привлечению инвестиций: 1. Предоставление информации о стране, ее регионах, экономике, отраслях и бизнес-климате. 2. Услуги стратегического планирования. 3. Проведение маркетинговых исследований внутренних рынков для иностранных компаний. 4. Проект-менеджмент. 5. Анализ "расходы-стоимость" бизнес-плана. 6. Консультации при выборе места расположения фирмы и недвижимости в стране, в т. ч. организация посещений подходящих для компании мест. 7. Консультации в области трудового и налогового права, регулирования экспорта и импорта. 8. Сопровождение и консультации при основании предприятий, в т. ч. по условиям регистрации бизнеса. 9. Помощь в подготовке документов, необходимых для регистрации бизнеса, подачи заявок на получение гранта и т. д. 10. Привлечение венчурного капитала под финансирование нового бизнеса. 11. Посредничество в переговорах с банками по привлечению кредита для финансирования бизнеса. 12. Поиск местного бизнес-партнера для иностранной компании для участия в существующем или новом предприятии, для технологического трансферта. 13. Посредничество между частными компаниями и различными государственными ведомствами, а также поставщиками воды, электричества, телекоммуникаций и др. услуг. 14. Помощь местным компаниям при расширении бизнеса за рубеж. 15. Проведение отраслевых мероприятий в различных странах мира для знакомства друг с другом компаний из разных стран, но работающих в одной отрасли. 16. Поиск для иностранных компаний местных юристов, бухгалтеров, консультантов по недвижимости и т. д. 17. Представление интересов иностранной компании в органах исполнительной власти, в т. ч. лобби по вопросам иммиграции. 18. Предварительное уведомление ино-странных компаний о планирующихся изменениях в налоговом и регуляторном законодательстве. 19. Проведение мероприятий для формирования позитивного инвестиционного имиджа страны. Елена Снежко Инвестгазета |