Украинцам не хватает качественных спортивно-оздоровительных клубов. Существующие фитнес-центры могут обслужить примерно в три раза меньше тех, кто этого желает.
При этом клиентов все меньше интересуют услуги уровня эконом-класса — а-ля «в соседнем подвале», — но и платить за годовой абонемент по пять и более тысяч у.е. они тоже еще не готовы. Все ищут чего-то средненького. И желательно — у дома или офиса, чтобы не тратить времени на дорогу. «К так называемому карманному фитнесу площадью от 500-1000 кв. м относятся студии при кондоминиумах, как правило, на первом-втором и цокольном этажах, корпоративные фитнес-центры, обслуживающие крупные корпорации при офисных центрах, фитнес-центры при коттеджных городках и таун-хаусах, — отметил Сергей Кучерук, консалтинг-директор Profitness Consulting. Однако развитие такого перспективного направления, как локальные фитнес-центры, тормозится по нескольким причинам. Во-первых, арендные ставки. «Нашей компании уже не раз предлагали открыть фитнес-зал в новом бизнес-центре, но при этом выставляли такую же арендную плату, как и для бутиков — несколько сотен долларов за квадратный метр, — говорит Дмитрий Плешков, директор фитнес-клуба «Спорт Студио». — Дело в том, что пропускная способность фитнес-клуба ограничена, а значит, ограничены и его доходы. А посему срок окупаемости будет просто нереальным». Во-вторых, операторы рынка говорят о том, что и сам формат таит в себе опасность. «1000 кв. м чистого фитнеса — это оптимальный вариант. Плюс банно-саунный комплекс, SPA, в общем, все, что относится к зоне wellness», — уверен г-н Кучерук. Но, увы, многие клубы находятся в зоне риска, работая на площади 500-700 кв. м, потому как многим игрокам не по карману открывать большие фитнес-центры. Иностранные же игроки на украинский рынок пока не рвутся. Их, как и местных предпринимателей, отпугивают арендные ставки, а значит, и сроки окупаемости проекта. Однако, как бы там ни было, на данный момент наиболее прибыльным считается развитие фитнес-клубов «у дома». Поэтому «ВД» и решила побеседовать с игроками рынка, у которых площадь залов не превышает 1000 кв. м и которые не замахиваются на глобальное господство в городе. Они довольствуются обслуживанием, в первую очередь, локальных клиентов. Анжелина Диденко, директор спортивно-оздоровительного клуба «Фитнес-класс».История Анжелины Диденко — это история о том, как пользователь фитнес-услуг получил полномочия выстроить спортивно-оздоровительный клуб своей мечты. Г-жа Диденко пришла на рынок фитнес-услуг четыре года назад и, не имея опыта работы в этой сфере, сумела превратить убыточный клуб в успешный бизнес-проект. Паспорт компании В детстве Анжелина мечтала стать учительницей. После окончания Донецкого политехнического института вышла замуж за военного и жила в Германии, потом — в Узбекистане. В Украину семья вернулась в разгар безработицы и хаоса, в начале 1990-х. Инженеров-механиков, особенно без опыта работы, никто не жаловал. Зато нужны были экономисты. И Анжелина освоила новую специальность — финансиста. «Дело было в Донецке. Я пришла в «Быттехнику» на позицию финансиста», — вспоминает г-жа Диденко. Встреча с собственниками этой компании сыграла решающую роль в ее дальнейшей карьере. «Жизнь, казалось бы, сложилась — любимая работа, квартира в центре города. Все было хорошо, но очень предсказуемо, — рассказывает Анжелина. — Хотелось все изменить». К решительному шагу подтолкнуло то, что дочь оканчивала школу и хотела получить высшее образование в столице. В итоге семья перебралась в Киев. «Владельцы «Быттехники», где я занимала руководящую позицию, пытались удержать меня и предложили работу в киевском филиале компании. Но в одном разговоре порекомендовали меня как хорошего финансиста собственникам «Фитнес-класса», — вспоминает г-жа Диденко. — А те попросили разобраться, почему проект убыточный, и наладить систему финансов». С фитнесом Анжелина была знакома как пользователь: абонемент на фитнес-услуги входил в соцпакет топа. Чтобы новый финансист отчетливее представлял специфику бизнеса, Анжелину отправили в Москву на специализированный семинар. «Из Москвы я приехала с наполеоновскими планами и решением сменить сферу деятельности», — рассказывает г-жа Диденко. Это и стало ключевым моментом. Тогдашнее положение фирмы Анжелина вспоминает как «разброд и шатание». «Не было ни учета, ни анализа, ни бюджетирования, — говорит она. — Отсутствовала правильная маркетинговая политика — не было понятно, кто наш клиент». Для вывода компании из кризиса пришлось налаживать программное обеспечение, систему финансов, составлять бюджет и маркетинговое планирование, обучать сотрудников и учиться самой. Через полгода все работало как часики, и собственники предложили Анжелине должность наемного директора. «Тяжелее всего было изменить мировоззрение сотрудников, — вспоминает она. — Достичь этого удалось благодаря беседам, обучению, корпоративным мероприятиям. Мне неинтересно просто отдавать приказы. Мне важно знать, что думают подчиненные, их предложения. Каждый день я доношу до коллектива, что главная наша ценность — это люди, причем не только клиенты, но и сотрудники. Каждый коллега — такой же клиент, к которому нужно относиться с уважением. А ведь изначально людям неинтересно было, что делается в клубе: мол, это же не наш клуб. Для меня это удивительно: ну, как это — не ваш?» Предприятие небольшое, поэтому все документы Анжелина визирует сама. Вообще на начальном этапе сама проводила собеседования с претендентами на все должности. Теперь — только с соискателями на руководящие позиции в компании. Полномочия и ответственность за подбор персонала низшего звена делегированы линейным менеджерам. Свой стиль управления Анжелина считает демократичным. К примеру, то, какое оборудование покупать, решает фитнес-менеджер. Он подсчитывает экономический результат, аргументирует необходимость в том или ином оборудовании. Говоря о тенденциях рынка, Анжелина отмечает, что 65-70% клиентов фитнес-клубов — женщины, они вообще по жизни более активны. Перспективное направление — детский фитнес. К сожалению, в «Фитнес-классе» пока не хватает площадей для детского направления, объясняет она. Но открытие второго клуба, куда люди приходили бы всей семьей — уже в планах. Дмитрий Плешков, директор фитнес-клуба «Спорт Студио». Дмитрий Плешков ставит владельцам фитнес-клуба незачет по посещаемости. Говорит, раньше регулярно ходили на занятия, а теперь забросили. Сам-то тренируется регулярно. Одна незадача: как хозяйственник, обращает внимание на различные бытовые мелочи — пыль, перегоревшие лампочки, сломанные крючки для одежды — а это ой как отвлекает от занятий! Паспорт компании Дмитрий Плешков пришел в компанию, когда идея создания клуба только обсуждалась. Дело в том, что до этого Дмитрий работал менеджером в компании «Спорт-Мастер», в отделе профессионального оборудования. Именно там и познакомился с собственниками «Спорт Студио», которые и предложили ему возглавить новый проект. «Наш клуб изначально задумывался как локальный. Но на первых порах процентное соотношение местных жителей и клерков к приезжим было 70:30. Теперь же приезжих не более 10%. Ключевые посетители — те, кому до клуба добираться не более 15 минут пешком», — говорит Дмитрий Плешков. Кстати, именно этот фактор и повлиял на рекламную активность клуба. Если в первые годы существования рекламу размещали на телевидении, радио, в журналах, то теперь в этом вообще нет необходимости. Костяк клуба составляют порядка 250 постоянных посетителей. «А больше нам и не надо, — смеется Дмитрий. — Если же говорить серьезно, то пропускная способность клуба ограничена его же стенами. Ведь ни один клиент не простит толкотни в раздевалке. А вот если бы у нас было хотя бы 700 кв. м, количество постоянных клиентов могло бы составлять и 400-500 человек». Но тесные стены давят не только на прибыль. Они влияют и на кадровый состав. Скажем, тренера по танцам в штате не держат. Он приходит несколько раз в неделю. Но и без него нельзя, ведь дополнительные услуги для клиентов — превыше всего. В отличие от тренера по танцам, Дмитрий Плешков посещает клуб ежедневно. Приезжает часам к 11-12. Утреннее время обычно посвящает общению с контролирующими органами и деловым встречам. А потом часов до восьми вечера находится в офисе. Клиентам свое общение не навязывает. «Со всеми постоянными клиентами я знаком лично. Но я противник навязчивой формы общения. Никогда не подойду к человеку, не схвачу его за руку и не начну расспрашивать, как ему у нас, — говорит г-н Плешков. — Но с теми, с кем я в дружеских отношениях, с удовольствием общаюсь и в раздевалке, и в баре». Без постоянного общения с Дмитрием могут обходиться не только клиенты, но и персонал. Достаточно долго он опасался, что клуб без него и двух дней не протянет, но, как показала поездка в отпуск, клуб и в течение недели может без него функционировать бесперебойно. «В работе со взрослыми людьми нет необходимости следить за всеми, нет смысла вводить какие-то драконовские правила, — уверен Дмитрий Плешков. — У каждого должен быть уровень ответственности, сотрудник сам должен отдавать себе отчет в том, что он делает. Если человеку необходимо что-либо повторять дважды, с ним вряд ли можно будет сработаться». А вот с собственниками Дмитрий не просто сработался — он с ними подружился. И даже организовал совместный проект по поставке в Украину профессиональных тренажеров американской фирмы Cybex. «Вкладывать средства в развитие собственной сети фитнес-центров мы по-считали нецелесообразным. По крайней мере, нам не подошло ни одно предложение. Уж слишком высоки были предлагаемые арендные ставки. Но, тем не менее, клубы открываются, а значит, им необходимы профессиональные тренажеры. При этом мы не только продаем тренажеры, но и полностью ведем проект, потому как просто поставить тренажеры в готовый зал невозможно. Об оборудовании зала необходимо думать еще «на чертеже». Развитие нового проекта занимает массу времени, и на досуг у нашего собеседника времени практически не остается. Но он уверен, что в будущем перестанет быть заложником сложившихся обстоятельств и как следует отдохнет. Оксана Кунченко, владелица фитнес-клуба «Аквамарин». Благодаря Оксане Кунченко стираются все стереотипы о жестких бизнес-леди с повадками представителей акульего племени. Сдержанная мягкость и грациозность — в каждом ее движении и жесте. Паспорт компании Оксана Кунченко в фитнес-индустрию пришла из строительного бизнеса. Как она сама признается, всегда мечтала о возможности отвлечься от разговоров о тоннах бетона, щебня, балках и пеноблоках. И воплотить свою мечту решила, открыв фитнес-центр для женщин. Именно в этом — основная изюминка клуба. Лиц мужского пола старше семи-восьми лет, которые проводят свое время в детской комнате или на разнообразных занятиях для малышей, здесь нет вообще. То, что таким образом сужена потребительская аудитория услуги, предпринимателя ничуть не беспокоит. «Для того чтобы что-то получить, не нужно бояться что-то потерять, — поясняет г-жа Кунченко. — Не всегда женщине, которая работает над своим телом, нужны зрители, она хочет чувствовать себя комфортно, не думать, какой у нее макияж, какая прическа, насколько грациозна в данный момент ее поза. И таких женщин немало». Несколько раз в неделю владелица клуба специально отводит время для общения с клиентками, попутно подмечая все мелочи: как работает клуб, каково настроение посетителей. В этом бизнесе, как, впрочем, и в других направлениях сферы услуг, сложно достичь успеха, если ты не любишь людей — таков принцип, которым руководствуется Оксана Кунченко. «Человек, который приходит к нам на работу, в первую очередь должен быть позитивным, доброжелательно настроенным, умеющим работать с людьми. А потом мы уже смотрим, как наилучшим образом применить его профессиональные качества, — поясняет Оксана. — Но если даже человек профессионален, но не обладает таким позитивным зарядом, мы не берем его на работу: для нас особенно важна атмосфера в клубе». Вопрос о том, какие дела владелица «Аквамарина» не позволила бы самочинно решать своим подчиненным, заставил Оксану Кунченко задуматься: «У меня очень хорошие директора, я им полностью доверяю». Однако по ходу беседы выяснилось, что если платежки и бумажки действительно можно доверить сотрудникам, то к дизайну помещения г-жа Кунченко относится трепетно и вполне по-женски, никому не позволяя на свой вкус изменить даже цвет стен в помещениях или отдельные элементы интерьера. «Любой бизнес может быть конкурентным. Все зависит от того, как его вести, — убеждена г-жа Кунченко. — Многие не добиваются успеха только потому, что боятся выйти из зоны комфорта, принять непопулярное решение. Когда люди к чему-то привыкают, всегда сложно что-либо менять. Но этого нельзя бояться. Нельзя зависеть от внешних оценок, ведь в этой жизни угодить всем невозможно. Потому что можно потерять все, но главное — не потерять себя». Автор: Андрей Ольшевский, Наталья Науменко Источник: www.vd.net.ua Читать также: Тир - бизнес, окупаемый за год Детские прически и стрижки - открываем парикмахерскую Ростовые куклы – конкуренции почти нет Советы и стратегии для начинающих бизнесменов, желающих обойти своих конкурентов «Железо» бывшего военного |