Размеры, применимые для обычной одежды, для свадебных платьев ни к чему — если хочешь выглядеть идеально, нужно шить «под себя». Другими словами, только индивидуальный пошив. Остальное — противопоказано. Так что заграничные игроки нашим — не конкуренты.
Будущих невест купленное по каталогу платье только загоняет в тупик. «Очень часто приходят люди со словами: «Спасите меня», — рассказывает Елена Куцан, директор свадебного салона «Феличе». — Вот одна девушка купила платье по интернету. Когда получила его, оказалось, платье все измято и как отутюжить его, было непонятно». Конкуренции нет, утверждают игроки. Почему? Потому что каждое платье ждет свою невесту. «Конкуренция может быть между магазинами, которые продают платья, наштампованные одной фабрикой, — объясняет г-жа Куцан. — А у нас все платья разные, это ручная работа. И второй раз сшить эксклюзивное платье невозможно. Бывает, даже отсылаем покупателей к конкурентам, если знаем, что у них есть такая модель. А создавать то, что уже придумано, копировать кого-то неинтересно». Модели отслеживаются по интернету, ведь почти у каждого салона есть свой сайт. Словом, за клиентов особо никто не воюет. Потому как работы хватает для всех операторов рынка, которых по Украине порядка тысячи. Перспективы у свадебных салонов-ателье самые светлые. Прокат одного платья обходится невесте в $200-1000, а покупка — в $400-2000. Уже сейчас примерно 50% всех пошитых платьев выкупаются сразу, да и ношеные при хороших скидках раскупаются. И это при том, что окончательная цена в два-четыре раза превышает себестоимость. СтоЛИЧНАЯ модаОткрыть свадебный салон в Киеве Юлии Клочко, владелице салона «Юлита», предложили знакомые. Мол, мы инвестируем, ты развиваешь бизнес. Свадебную тему она любила еще со времен учебы в черновицком швейном училище, где впервые создала весеннюю коллекцию на основе корсетов. В 2004 г. на открытие салона понадобилось $10 тыс. Только спустя какое-то время потенциальные инвесторы отказались от своей идеи. Тогда начатое дело решила профинансировать мама Юлии. «Сначала рассчитывала только продавать готовые платья, привозили их из Черновцов. Но расходились они в Киеве не очень хорошо, и целый год я работала в минус, — вспоминает г-жа Клочко. — Почти сразу столичные невесты начали высказывать пожелания относительно дизайна — здесь хотелось бы так, а здесь вот так. И тогда я решила шить по индивидуальному заказу». И не прогадала. Уже в течение 2005 г. окупились стартовые капиталовложения, с 2006 г. салон получает прибыль, несмотря на повышение арендных ставок и сезонные колебания спроса. Сезонность, кстати говоря, и есть основным подводным камнем свадебного бизнеса. В зимние месяцы на оплату аренды уходит то, что удалось заработать летом. Каждый выкручивается как может. Кто-то просто наценки выше делает, чтобы не быть в убытке, кто-то принимает заказы на пошив обычной одежды. В любом случае эти месяцы простоя дают возможность разработать новую коллекцию и подготовиться к следующему сезону, рассказывает Елена Куцан. Он начинается в апреле-мае, и точкой отсчета считается не потепление и даже не окончание предпасхального поста, а специализированная свадебная выставка. Да-да. В последние годы невесты и женихи первым делом отправляются на международную выставку «Свадьба. Семейный вернисаж. Мир моды», которая проходит ежегодно в Киеве, и сразу подбирают наряд, договариваются с ивент-агентствами об оформлении, заказывают цветы и лимузин на определенную дату. «Во время этой выставки салон может заработать в среднем $2-4 тыс., — рассказывает Юлия Клочко. — И установить контакты с «коллегами» — флористами, ивент-компаниями, кондитерами, фотографами». Сейчас на открытие свадебного салона понадобится как минимум $20 тыс. Причем только на оборудование уйдет $5-7 тыс. Нужны швейная, вышивальная машины, оверлок, парогенератор, инструменты для искусственных цветов. Салоны-ателье не опасаются конкуренции со стороны тех, кто продает только готовые изделия, потому как считают, что доходы продавцов готовых изделий слишком уж зависят от представленных моделей. Закупив готовую коллекцию за границей, тяжело угадать, продастся она или нет. Поэтому продавцы готовых платьев вынуждены время от времени устраивать распродажи, чтобы повысить покупательскую активность и обновить ассортимент. «Платья уцениваются после прихода новой коллекции или проката, — рассказывает Елена Логвина, администратор салона «Медовый месяц». Зимой-весной большей популярностью пользуются закрытые платья, шубки, болеро, летом-осенью — открытые наряды». Да здравствует старина!Идея начать свой бизнес появилась у Елены Куцан, когда она попыталась взять платье напрокат к собственной свадьбе. Оказалось, что приглянувшееся платье до этого побывало на пяти свадьбах. Чтобы сшить собственное, нужно было записываться в очередь на два месяца вперед. Тогда она попросила двоюродную сестру — та потомственная швея высокого класса, хотя за корсеты и свадебные платья до этого не бралась. Результат превзошел все ожидания. И когда в течение одного-двух месяцев начали поступать заказы от знакомых и друзей, сестры решили открыть свое дело. Свой успех объясняют неиссякаемым энтузиазмом и старинными технологиями — сначала по фигуре шьется корсет, который носится как белье и не является составляющей платья, и только потом снимаются мерки для платья. С телом соприкасаются только натуральные ткани, а нижняя юбка шьется исключительно из фатина, как в дорогих французских моделях, и никаких «колец». Обычная наценка на платье, пошитом на заказ, — 100-300%, а у салонов, расположенных в центральных районах, доходит до 450%. Цена зависит от качества ткани (доставляет ли она хлопоты при стирке и утюжке, мнется или нет), от сложности вышивки и отделки. «Спрос на платья ручной работы начал расти, когда людям надоело базарное качество, — рассказывает Ирина Парфирьева, дизайнер-модельер салона «Феличе». — Ведь прокат эксклюзивного платья стоит столько же, сколько и покупка фабричного. Человек хочет сэкономить, а в итоге только платит дважды». Выбрать модель можно по каталогу, но повторить швейный подвиг один в один редко получается, рассказывают игроки. Ведь многое зависит от ткани, и даже если цвет, оттенок и текстура совпадают, ткань может лечь по-иному из-за другого сплетения нитей, к примеру. «Хорошо еще, если человек определился с фасоном. Основные трудности с клиентами возникают, когда они не представляют модели и пытаются повторить образ, — рассказывает Елена Куцан. — Бывает, приносят картинку — невеста сидит в кресле с бокалом шампанского — ни юбки, ни платья практически не видно, только шикарный антураж. И девушка хочет повторить впечатления, которые получила от этой картинки». Свадебные предпочтения зависят и от региона — жители крупных городов не очень жалуют рюши, бантики и всяческие украшения. Пошить строгое платье без всяких излишеств намного сложнее. Ведь все должно быть идеально, это точеная работа под конкретную фигуру, а под рюшами или вышивкой можно скрыть какой-то неровный шов. На пошив одного платья с ручной отделкой уходит около двух недель. «Случаев, когда клиентка отказывается от уже готового пошитого платья, практически не бывает, поскольку работа над изделием начинается только после предоплаты (50% от стоимости), — рассказывает Анна Павлова, юрист по образованию и владелица салона La Fiancee. — Но на всякий случай мы заключаем договор. Если платье было сшито в срок и согласно заявленной модели, а заказчик от него отказался, потому что присмотрел что-то другое, залог ему не возвращается. Если произошла какая-то ошибка со стороны салона или платье не готово в срок, салон компенсирует 10% от стоимости платья, но обязуется окончить работу в течение 10 календарных дней». Обычно в ассортимент свадебных салонов входит 30-50 платьев, перчатки, фата, рушники, цветы и украшения на машину, аксессуары. Помещение для этого добра нужно небольшое — 30-50 кв. м. Где оно будет находиться — неважно, особенно если работать в формате салона-ателье. Столичные салоны располагаются и в полуподвальных помещениях, и в торговых центрах. И на количестве клиентов месторасположение сильно не сказывается. Двигатель этого бизнеса — рекомендации бывших клиенток и сайт с хорошими фотографиями. Сейчас люди чаще приходят по рекомендации, чем по рекламе. «В рекламу практически ничего не вкладываю, — рассказывает Юлия Клочко. — Но отслеживаю, что дает наибольшую отдачу. Реклама в печатных СМИ себя не оправдывает. Я как-то потратилась на рекламу в журнале «Ваша свадьба». Звонков получила около 300, а заказ всего один. Наибольшую отдачу дают рекомендации клиенток». Свадебные консультацииТот, кто подбирает или шьет невесте платье, несет моральную ответственность за весь ее образ. Поэтому принцип «клиент всегда прав» в этом бизнесе не действует. Когда приходят покупать только фату, нужно заставить принести и платье — чтобы увидеть окончательный силуэт. «Одна клиентка хотела заказать пышную коротенькую фату, — вспоминает г-жа Куцан. Мы отказались шить и объяснили — ветер подует, фата встанет дыбом, и ты будешь похожа на чупа-чупс. Часто бывает, что невеста надевает корсет и сидит, как шахматный конь. Мы подсказываем, как сидеть, как ходить, как держать себя достойно, какого цвета и тона платье будет к лицу. Пришла как-то невеста — хочу белое, как снег, платье, а сама очень загоревшая. Ей белый не идет, ну очень уж большой контраст с кожей. Она прислушалась и выбрала из бежевых оттенков». Жизнь свадебного платья длится недолго — после двух-трех прокатов его можно продавать со скидкой. Обычно невеста оставляет задаток (50% от стоимости платья) и тогда этот наряд уже никто не берет до назначенной даты. Потом в день свадьбы клиентка платит за прокат, а когда возвращает платье, получает задаток. «Сказать, что выгоднее — продавать чужие коллекции, шить по индивидуальному заказу или сдавать готовые платья напрокат — никто из игроков не берется, дескать, все направления выгодны по-своему. Никто не скрывает — наиболее выгоден обман покупателей: за $1500-2000 им предлагают «французское» платье известных марок, сшитое украинскими или китайскими мастерицами. Учитывая, что себестоимость этих нарядов не превышает $300, можно получать неплохой заработок и убивать свою репутацию. Прокатный вариант тоже не самый плохой. Если платье сдается в прокат первый раз, за него берут 70% от стоимости, за второй — 50% и сбрасывают 10% при каждой последующей аренде», — рассказывает Анна Павлова. Найти подходящий персонал для свадебного салона тяжело. Может, поэтому и конкуренция не так ощущается. Идеальный сотрудник — человек со вкусом, который может посмотреть на фигуру и сказать, что подойдет, а что нет. Ну, а если это еще и профессиональная швея, считайте, вам неслыханно повезло. Пошив свадебного платья — дело ответственное. Ты не имеешь права ни заболеть, ни умереть, если взялся за заказ. Сотрудники свадебных салонов в какой-то степени должны быть психологами, считает Елена Куцан. «Накануне свадьбы люди на взводе, приходят и ссорятся. А в Киеве люди вообще очень одиноки, им не с кем поговорить, а портной им как психолог, — рассказывает она. — Когда портной делает примерку, он дотрагивается до человека, происходит контакт, и человек начинает тебе доверять, открывает душу, бывает, выплачется и не хочет уходить. Так что со всеми невестами мы становимся друзьями». Очень тяжело подобрать персонал, который знает, как должно сидеть платье, и какое платье, какой вырез подходит человеку. «Клиенты часто жалуются на таких примерщиков, которые подсунут журнал, мол, выбирай, что нравится, — рассказывает Ирина Парфирьева. — В итоге девушка примерила три-четыре платья, но ни одно на ней не сидит. Она расстроилась, расплакалась и ушла. Заказов настолько много, что некоторые продавцы в салонах даже не утруждают себя, чтобы подобрать девушке то, что ей к лицу. Многие продавцы готовы продать первое попавшееся платье, лишь бы человек купил и ушел». Бизнес этот — красивый и приятный, потому что люди, с которыми приходится общаться, находятся в состоянии счастья. «Ты видишь светящиеся глаза, — объясняет Елена Куцан. — А рентабельность всегда можно повысить, зарабатывая на услугах, которые никто не предоставляет. Недавно, например, мы выяснили, что ни один из киевских салонов не вышивает по фатину, и освоили эту технологию. Теперь вышитую фату можно купить только у нас. А до этого начали изготавливать украшения из кристаллов Сваровски, когда их еще никто не предлагал». Так что рынок двигает не только растущее количество свадеб, но и изобретательность самих предпринимателей, готовых осваивать не только новые технологии, но предлагающих дополнительные сервисы, помимо пошива. Например, печать пригласительных, подбор и оформление зала, поиск фотографа и т.д. Одним словом, прикладывая руку к чужому семейному счастью, можно обеспечить собственное благосостояние. Паспорт рынкаОбъем рынка н/д Цены Автор: Юлия Гаевая Источник: www.vd.net.ua Читать также: Как устроить фуршет на высшем уровне Команда мечты: от кого зависит эффективность бизнеса Новый бизнес-проект: как правильно оценить? Локальный бизнес - фитнес клуб Детские прически и стрижки - открываем парикмахерскую Список полезных советов тем, кто решил купить готовый бизнес |