Будь то обычная офисная рецепция в трудовой день или стол жениха и невесты — цветы должны быть обязательно. К этой мысли украинцы привыкают все больше. Немудрено, что спрос на флористические композиции огромен, а за последний год в праздничные дни возрос на 84%, утверждает Елена Букало, генеральный директор компании «Украфлора».
«С каждым годом все больше украинцев отдают предпочтение изысканным цветочным композициям, декорированным различными аксессуарами: стразами, пайетками, стеклярусом, миниатюрными фигурками бабочек, фруктов, — рассказывает г-жа Букало. — Увеличивается количество искушенных клиентов, которые уже не первый год покупают классические цветочные композиции, привыкли к ним и ожидают от продавцов новых нестандартных предложений, особенно с экзотическими цветами: орхидеями, эухарисом, амариллисом, хамелациумом». Вырастить цветочникаЕсли еще несколько лет назад основными потребителями обычных букетов и цветочных композиций были молодожены и иностранцы, то сейчас клиентура флористов существенно расширилась. «Те, кто ездит в заграничные командировки, видит мир, постоянно заказывают композиции из живых цветов, — рассказывает Рина Мамонова, флорист-дизайнер, владелица флористической мастерской «Квітополіс», витринист и преподаватель курсов по флористике. — Букет стоит в офисе с понедельника по пятницу, потом его сменяют новым. Люди, постоянно контактирующие с западными компаниями, привыкают платить за живое цветочное оформление офиса». Спрос на профессиональных флористов просто зашкаливает: профильные курсы едва ли успевают выпускать на рынок новые кадры — их тут же приглашают на работу. «Очень часто по поводу кадров обращаются небольшие магазины: в каждом районе Киева каждые два месяца открывается по два-три киоска», — поясняет г-жа Мамонова. И отбоя от желающих обучиться премудростям этой науки нет. Впрочем, зачастую в ученики записываются те, кто просто устал от рутины. К этой«группе риска» можно отнести бухгалтеров, банкиров, финансистов. «Был в моей практике случай, когда один банковский клерк отправил на курсы свою жену, тоже финансиста, — вспоминает Рина Мамонова. — В итоге женщина сменила сферу деятельности, открыв цветочный магазинчик. И он успешно работает!» Половину — выбросить!Собственник компании «Квітковий сад» Дмитрий Линейцев рассказывает, что год назад ему понадобилось всего $10 тыс., чтобы открыть цветочный магазин. За аренду павильона площадью 16 кв. м предприниматель ежемесячно платит $700. Эти затраты он покрывает за счет продаж только горшочных растений. А ведь есть еще и готовые букеты, и неординарные заказы… И это, отметим, пример молодой малоизвестной компании. «Бизнес красивый, но рискованный, — говорит г-н Линейцев. — Потери в нем огромные — еженедельно я выбрасываю цветов на 300 грн. Но эти затраты компенсируют наценки. Минимальная наценка на цветах — 100%». Все расходные материалы закупаются в Украине — цветы и соответствующую фурнитуру завозят четыре-пять крупных цветочных компаний, а средние и мелкие игроки скупаются уже здесь. Существует несколько флористических форматов — киоски, небольшие павильоны, флористические салоны (бутики), мастерские и интернет-магазины, рассказывает Рина Мамонова. Все они отличаются уровнем обслуживания, клиентурой, ценами и, естественно, зарплатами персонала. Флористам в киосках и супермаркетах платят от $300 в месяц плюс 3-5% от суммы выполненных заказов. В салонах с большими оборотами ставка может составлять и $800. Работают составители букетов посменно — два рабочих дня, два выходных. В штате, как правило, два человека. Каждый формат имеет свои положительные стороны. «Киоск требует меньше всего стартовых вложений ($15-20 тыс.) и быстрее всего окупается — за полгода-год», — объясняет г-жа Мамонова. Флористический салон окупится за два-четыре года. «Для моего магазина ассортимент достаточно пополнять на $300 в неделю, — рассказывает г-н Линейцев. — Это не много. Если же работать в торговом центре, то этого недостаточно. В праздничный день оборот флористов, работающих в ТЦ, достигает $7 тыс., столько же, сколько месячный оборот киоска, но в торговых центрах и аренда стартует от $200 за 1 кв. м, тогда как в киосках — от $40». Наиболее «хлебные» места — у входа в магазин. Преимущество интернет-магазинов и флористических мастерских в том, что они могут располагаться и на окраине города, в подсобных помещениях с минимальными арендными ставками или даже на дому у флориста. Зачастую флористические салоны открывают в центре, а не в спальных районах: спрос на готовые композиции в бизнес-среде по-прежнему высок. Меньше всего открывается салонов высшей категории, больше всего — киосков и мастерских, что объясняется сравнительно невысоким порогом вхождения в бизнес. Для открытия мастерской требуется около $5 тыс., для киоска — до $20 тыс. Какой бы формат работы вы ни выбрали, в помещении киоска или магазина должна поддерживаться постоянная температура на уровне 16-19 градусов и не должно быть никаких сквозняков. Интернет-магазины на данный момент играют отнюдь не первую скрипку. Но все идет к тому, что продажа онлайн станет обязательным направлением бизнеса. Крупные салоны с именем будут даже мастер-классы проводить онлайн, как это делают заграничные игроки, полагают участники рынка, опрошенные «ВД». Многие флористы предлагают такие смежные сервисы, как поздравление клиента, а посему нередко перерастают в полноценные ивент-агентства. Хотя дело может перерасти и в компанию, специализирующуюся на фитодизайне и предлагающую озеленение интерьера и ландшафтный дизайн. «Пока на украинском рынке полностью свободны такие ниши, как траурная и религиозная флористика из живых цветов, — рассказывает г-жа Мамонова. — И это направление очень активно будет развиваться через три-четыре года». Рекламный плагиатС чем могут столкнуться небольшие игроки на начальном этапе, так это с недостатком собственных работ. У опытных флористов всегда имеется каталог, по которому клиент может выбрать любую композицию. Некоторые новички составляют каталог из чужих работ, убеждая клиента, что сделают такой же букет. Понятное дело, клиенты таких флористов не очень жалуют. Поэтому, если хочешь процветать, нужно уметь импровизировать. Г-н Линейцев рассказывает, что на начальном этапе он переделывал букет семь раз, чтобы из одного и того же материала сделать разные вариации композиции. Лучший инструмент продвижения бизнеса — создание собственного сайта, где можно разместить портфолио работ. Но будьте осторожны: оригинальные идеи могут очень быстро перекочевать на сайты конкурентов. И чтобы потом не пришлось взывать к совести нерадивых «коллег» по цеху, создавая сайт, стоит заранее позаботиться о защите от несанк¬ционированного копирования размещенных на нем изображений. Но конкурент конкуренту рознь. Те, кто постарше, рьяно охраняют свои знания. Кто помоложе — осторожно ими делятся на мастер-классах, выставках. Опытные флористы разрабатывают даже собственные авторские программы и открывают школы или курсы для новичков. Таких курсов только по Киеву уже до 10, хотя всего два-три года назад их было около пяти. Многие зарубежные салоны с именем проводят мастер-классы по флористике — чем не прекрасная возможность заявить о себе? У нас эта практика только начинает развиваться — какая-нибудь компания может привлечь иностранного профи, чтобы где-нибудь на профильной выставке он провел мастер-класс продолжительностью 1-2 часа. Часто такие мероприятия сразу записывают на диск и потом даже продают как учебное пособие. Составители букетов живут в основном на заработанном в свадебный сезон. Большой спрос, конечно же, на 1 сентября, 8 Марта и другие праздники. «Когда год назад в период православного поста начался спад заказов, я даже занервничал, — рассказывает Дмитрий Линейцев. — Оказалось, это повторяется каждый год — свадеб перед Пасхой меньше». Флористы, тем не менее, пытаются свести сезонность на нет и переключаются на цветочное оформление интерьера — кто-то делает ставку на оригинальные композиции с горшочными цветами, кто-то делает цветочные панно, кто-то сооружает композиции из искусственных цветов, чтобы обслуживать ивент-мероприятия. Цены на флористические изощрения колеблются от $50 до $1000, рассказывает Александр Мирчевский, директор дизайн-студии «Акварель». Бюджетным считается у флористов букет за 250 грн. Минимальный свадебный пакет (оформление стола жениха и невесты, автомобиля и букет невесты) — от $400. Арка из живых цветов — от $2 тыс. Так что неудивительно, что флористы тесно сотрудничают с ивент-компаниями. Те постоянно находят клиентов и за это требуют 10% с каждого заказа. Согласно данным компании «Украфлора», в канун 8 Марта продажи в сегменте флористики возросли на 84%, а спрос на срезанные цветы — лишь на 14%. Так что будущее сулит украинским флористам немалые прибыли, особенно учитывая то, как активно пользуются их услугами ивент-компании. Здесь в ход идут не только живые, но и искусственные цветы. Что уже модно и будет востребовано в будущем, так это флористические картины-коллажи, ковры из лечебных трав, ширмы, гобелены, где 30-70% флористического материала, отмечает г-жа Мамонова. И уж точно будут терять свои позиции цветы в блестящей целлофановой упаковке. Менталитет украинцев очень подходит для цветочного бизнеса, утверждают игроки рынка. У нас много праздников — намного больше, чем в Европе. Так что у флористики в Украине широкие перспективы: мы живем от одного празд¬ника к другому, и такой образ жизни очень содействует развитию флористического бизнеса, полагают флористы. Желание превратить свою жизнь в сказку прививается еще с пеленок, когда ребенку дарят специальные детские букеты. Авторские букеты заказывают на свадьбы, юбилеи, да и просто так, для настроения. Так что настроение клиента и собственное благосостояние в ваших руках, господа предприниматели. Паспорт рынкаОбъем рынка н/д Цены Автор: Юлия Гаевая Источник: www.vd.net.ua Читать также: Цветочный бизнес: плюсы и минусы Декоративные растения: спрос на “растительном рынке” Украины — 20 млрд грн. на ближайшие четыре года Как выбрать модель нового бизнеса? Бизнес-план: первый шаг к успеху Как устроить фуршет на высшем уровне Деньги на стартап: кому их дают? |