Пять лет назад бизнес таких аквариумистов, как Абин, серьезно пострадал — в моду вошли большие рыбы, а спрос на растения настолько упал, что многим флористам даже пришлось покинуть рынок. Сегодня так называемые голландские аквариумы снова на пике популярности и выращивать саженцы для них выгодно как никогда.
Большие аквариумные рыбы и растения — злейшие враги. «Обычно крупным и хищным рыбам хватает нескольких дней, чтобы уничтожить водную флору», — предупреждает Андрей Абин, специалист по выращиванию растений для подводных садов, где фауне отводится второстепенная роль. Пять лет назад бизнес таких аквариумистов, как Абин, серьезно пострадал — в моду вошли большие рыбы, а спрос на растения настолько упал, что многим флористам даже пришлось покинуть рынок. Сегодня так называемые голландские аквариумы снова на пике популярности и выращивать саженцы для них выгодно как никогда. Схватка с пираньями Андрей занялся аквариумистикой в 1998 году, будучи студентом Криворожского педагогического института. Увлечение переросло в бизнес, когда его жене удалось собрать одну из лучших коллекций эхинодорусов в городе. Лишние экземпляры Андрей начал продавать на рынке, что приносило около 100 грн в день.
Звездный час зеленого аквариумного бизнеса начался еще в советское время — в конце 1980-х. Тогда аквариумистам хватало одного дня торговли на рынке, чтобы заработать на холодильник, а через месяц уже можно было покупать машину. Самые предприимчивые арендовали несколько торговых точек, нанимали продавцов, увеличивая свои доходы от выращивания растений до тысячи долларов в месяц. Черная полоса для «ботаников» наступила в 2002 году, когда владельцам аквариумов, пресыщенным подводными садами, захотелось экзотики. Они стали заводить пираний, скатов, сомов, в соседстве с которыми растения погибают. Рыбы съедают растения или роют грунт, уничтожая корни. Да и с точки зрения дизайна зеленые листья не гармонируют с большими рыбами — аквариумы с хищниками оформляют камнями, корягами и даже черепами. Дальше — хуже. В моду вошли генномодифицированные данио, светящиеся ярким зеленым или красным цветом при ультрафиолетовом излучении. В США таких рыб использовали как живой индикатор чистоты воды, но необычность и яркость «новинки» моментально прописали их в зоомагазинах. Аквариумы, оборудованные ультрафиолетовой подсветкой, появились в офисах, торговых центрах и ночных клубах. К несчастью для аквариумистов, выращивающих растения, водоросли редко использовали для оформления таких аквариумов. Именно тогда большинство предпринимателей-«ботаников» ушли из бизнеса, а собранные за 15 лет работы коллекции пропали. Такая же судьба ожидала и Абина. Но ему повезло — интерес к большим и экзотическим рыбам исчез так же внезапно, как и появился. «Ими, наконец, наигрались, а зеленые аквариумы снова в цене, как и растения», — говорит Андрей. Эта ниша стала привлекательной не только для самых мелких бизнесменов-одиночек, выращивающих подводные саженцы у себя дома. «Один криворожский предприниматель арендовал здание бывшего садика и оборудовал там солидное производство, — рассказывает бизнесмен, — со сбытом у него проблем нет». Подводная одиссея Не всем любителям аквариумов удается заработать на своем увлечении. «Часто новички пытаются выращивать одновременно и рыб, и растения в одном аквариуме, в итоге у них ничего не получается — от переизбытка органики в воде растения растут медленно», — рассказывает Абин. К тому же много растений-антагонистов нельзя сажать вместе. Словом, нюансов в разведении подводных садов очень много, поэтому будущему аквариумному бизнесмену стоит предварительно изучить профильную литературу, а еще лучше попрактиковаться в выращивании, купив для начала один аквариум. Ведь в будущем инвестиции потребуются немалые.
Для выхода на рынок необходимы 12-35 тыс. грн, которые придется потратить на покупку 5-10 аквариумов емкостью 200 л, систем освещения для них, а также самих растений. «Выгоднее сажать неприхотливые растения, дающие быстрый прирост, — это самые распространенные виды эхинодорусов, криптокорин, анубисов и др.», — делится опытом Андрей. Стоимость одного куста в зависимости от размеров колеблется от 15 до 150 грн. Некоторые начинающие аквариумисты сразу пытаются вырастить дорогие виды, но, как правило, такие начинания на доходах положительно не отражаются. Во-первых, прихотливые саженцы медленно размножаются, а, во-вторых, ажиотажного спроса на них нет. Доход аквариумы приносят только спустя полгода после высадки растений, именно столько времени требуется саженцам для того, чтобы адаптироваться на новом месте и начать размножаться. Главная статья расходов в этом бизнесе — плата за электроэнергию. Ежемесячно один аквариум потребляет электричества на 50-100 грн. Выращенные растения аквариумисты самостоятельно продают на зоорынке, предварительно зарегистрировавшись частными предпринимателями и получив торговый патент. Но большинство специалистов все же предпочитают сдавать выращенные растения продавцам на рынках и в зоомагазины, получая за продукцию около 30-50% от продаж. Такой бизнес приносит в среднем до $2 тыс. прибыли в месяц. Доходы предприниматели увеличивают по-разному: одни покупают дополнительные аквариумы, параллельно расширяя ассортимент растений, другие предоставляют услуги по оформлению и обслуживанию аквариумов. К примеру, за дизайн голландского аквариума специалисты просят 1-1,5 тыс. грн, из которых 30% — заработок аквариумиста, 10% — закупка грунта и маленьких рыбок, а 60% — приобретение растений. Оформление аквариума с большими рыбами дешевле — 400-800 грн. Аквариумисты охотно занимаются обслуживанием аквариумов, тем более что клиентов найти все еще легко. Работа специалиста заключается в том, чтобы 1-2 раза в неделю чистить стенки аквариума от водорослей и, в случае необходимости, менять воду. Стоимость визита — 50-100 грн. Вот только обслуживать больше десяти объектов одновременно один человек не в состоянии. Но даже с такими объемами работ специалист может обеспечить себе дополнительные $500-1000 дохода. А если учесть, что аквариумы все чаще проектируют еще на этапе разработки дизайна интерьеров элитных квартир, ресторанов и торговых центров, то места на рынке хватит еще целой толпе частников. Главное, чтобы крупные рыбы снова не вошли в моду. Автор: Николай Тимошенко Источник: Контракты Читать также: Аквариумистика как бизнес Продумывая стратегический план Новый бизнес-проект: как правильно оценить? Разведение пресноводной рыбы - водоем в аренду Умейте отыскать свое место на рынке. Как заработать первый миллион Декоративные растения: спрос на “растительном рынке” Украины — 20 млрд грн. на ближайшие четыре года |