Мечта работать на себя, а не на «вон того дядю», посещает большинство из нас. Вот только дальше грез дело чаще всего не заходит. Постоянно находятся причины, которые мешают бросить все и начать собственный бизнес.
То стартового капитала нет, то знаний не хватает, а то и боязно как-то – вон, гляди, финансовый кризис в стране наступил – вложишь все и, не дай Бог, разоришься. Тем более что примеров неудачного ведения бизнеса хватает. Но одно дело – начинать все с нуля, а другое – воспользоваться чьей-то удачной идеей. И речь идет не о плагиате, а о бизнесе с трудно выговариваемым определением – франчайзинг. Выступать под чужим именемФранчайзинг – достаточно простой, малозатратный и надежный способ ведения бизнеса, но при одном условии – вы будете представлять торговую марку компании, у которой выкупите права на ее использование. Официально франчайзинг представляет собой форму отношений между независимыми компаниями и физическими лицами, когда одна сторона (франчайзер), имеющая разработанную систему ведения бизнеса, известную торговую марку, фирменный стиль, торговые и производственные секреты, знания, опыт и т.д., разрешает другой стороне (франчайзи, то есть вам) использовать эту систему на оговоренных условиях. Другими словами – вы покупаете у известной компании право вести бизнес под ее именем, но на ее условиях. То есть – соблюдая качественные характеристики; применяя конкретные технологии; работая в четко установленном месте по разработанной схеме. Самый яркий пример франчайзинга – открытые по всему Киеву вагончики по продаже горячей выпечки – внешне они одинаковы, хоть и имеют разных владельцев. Ключевое понятие в системе франчайзинговых отношений – франшиза (франчайзинговый пакет). Под ним понимается пакет, состоящий из бизнес-системы, пособия по ведению работ, программного обеспечения, документации и других полезных материалов, которые франчайзер передает франчайзи. Наличие подобного пакета позволяет даже не подкованному на бизнесовом поле человеку работать достаточно эффективно. Иными словами, человек, желающий начать собственный бизнес под чужой маркой, за часть выручки и первоначальный взнос получает оборудование (не всегда), необходимую документацию, рекламную поддержку и самое главное – обучение персонала силами или за средства франчайзера. Вам только нужно найти не занятую, но востребованную на рынке нишу. Например, если в вашем городе (районе) полно одежных магазинов и невелик «пассажиропоток», то как франчайзи вы мало заинтересуете крупный одежно-обувной бренд. А вот если рядом с вами есть, к примеру, высшее учебное заведение, и нет приличного общепита, то предложение открыть в этом месте фаст-фуд может позволить вам получить первую прибыль от франчайзинга. Франчайзинг: кто, что, кому должен Права и обязанности во франчайзинге строго регулированы. То есть, заключая договор о сотрудничестве: Франчайзер гарантирует: передачу прав на использование торговой марки, разработку единой документации и передачу пакетов документов, включая описания ноу-хау, технологий ведения бизнеса, производственных стандартов и секретов, также он должен обеспечивать постоянную поддержку на этапе открытия бизнеса (поиск места расположения, проведение маркетинговых исследований, помощь в покупке или аренде земельных участков, строительстве или аренде зданий, оснащении помещений, помощь в подборе персонала, его обучении и т.д.)
Франчайзер также занимается повышением квалификации персонала, рекламой франчайзи и в то же время – имеет право регулярного контроля качества работы подопечного предприятия. И самое главное – франчайзер приобретает и предоставляет на реализацию товар. Франчайзи должен: выплатить первоначальный и регулярные взносы; соблюдать стандарты и технологии франчайзера; приобрести или арендовать оборудование, соответствующее стандартам ведения бизнеса франчайзера. также он обязан обеспечить соответствие качества производимых на основании соглашения товаров, выполняемых работ или услуг уровню качества, предоставляемого непосредственно самим франчайзером или стандартам качества, определенным им должен популяризировать торговую марку, которую он представляет любым законным способом, выполнять программы развития бизнеса, а также не разглашать информацию конфиденциального характера.
В общем – это основные правила для обеих сторон, которые могут варьироваться в зависимости от направленности работы франчайзинговой компании. Что такое паушальный взносПолная стоимость франшизы состоит из нескольких видов платежей. Первый, и самый весомый, взнос называется паушальным – в него входит получение лицензии на использование бренда и сопроводительной документации. По данным специализированных сайтов top-franchising.com.ua, он может составлять 5–10% от совокупной стоимости создания одной франшизной точки. Вторые по величине – периодические отчисления, которые называются роялти. Это может быть и фиксированная сумма, но чаще всего – это процент от валового дохода предприятия. Иногда в обязательные платежи франчайзи франчайзеры включают и стоимость рекламы. О стоимости франшизы в денежном эквиваленте можно сказать только то, что сумма может составлять от тысячи долларов до числа с шестью нулями – все зависит от престижа компании, ее узнаваемости и раскрученности. Например, открыть ларек по продаже горячей выпечки от молодого украинского франчайзера стоит $2500 за саму франшизу и $1000 – объем первоначальных инвестиций. При этом роялти отсутствует, штата понадобится «аж один человек», а срок окупаемости обещают и вовсе смешной – несколько месяцев. Имея в кармане большую сумму, вы можете претендовать на более солидный бизнес. Можно стать участником сети продажи заграничных путевок (от $10 тыс.), а то и вовсе – начать торговать одеждой. Например, одна популярная торговая марка предлагает открыть магазин под своим именем, инвестируя в проект $140/кв.м (ремонт, торговое оборудование, освещение, оргтехника, программные продукты), а также в покупки самой одежды (еще $400 на кв.м). То есть магазин площадью в 50 кв.м. обойдется уже в сумму выше $30 тыс. В этом случае стоимость франшизы, паушального платежа и роялти равна нулю, но на рекламу придется отчислять 2% от оборота. Окупиться подобный проект обещает за пару лет. ВыводСобираем максимум информации Если после всего прочитанного вы задумались – «а неплохая идея!» – подойдите очень серьезно к ее реализации. Потому что бизнес (большой или маленький) не прощает ошибок. Во-первых, получите максимум информации о франчайзере – в каких городах работают его представительства, каким спросом пользуется их продукция, отзывы уже работающих франчайзи и т.д. Во-вторых, как мы уже говорили, очень внимательно изучите спрос и предложение – правильное место расположения и востребованность товара (услуги) – одна из главных составляющих финансового успеха. И в-третьих, правильно оцените ваши финансовые возможности – нельзя вкладывать в бизнес (пусть и в франчайзинг) все имеющиеся сбережения. Лучше начать с малого и прийти к большому, чем хоть что-то да потерять. Магазин по продаже одежды: инвестиции в проект (ремонт, оборудование и др.) – $140/кв.м, покупка одежды – $400 на кв.м, оплата рекламы – 2% от оборота, окупаемость – 2 года.
Ларек по продаже горячей выпечки: Автор: Иван Даценко Источник: Газета по-киевски
Читать также: Что такое франчайзинг? Как выбрать модель нового бизнеса? Бизнес на выпечке Магазин нижнего белья - красивый бизнес Мини-пивоварня окупается за год-три |