В Украине галерейный бизнес появился чуть более десяти лет назад.
И как это бывает со всем новым, к этому бизнесу стали проявлять интерес многие. И многие, кто брался за это дело, но не смог понять его сути, прогорали. Тем не менее сегодня столица может похвастать несколькими галереями, которые если не шикуют, то во всяком случае чувствуют себя уверенно. На примере одной из них БИЗНЕС рассказал, как и кому стоит заниматься этим бизнесом. Руководители других галерей дополнили рассказ. ЛИХА БЕДА НАЧАЛО Галерея “Ателье Карась” открылась в 1995 г. Хотя, по словам ее руководителя Евгения Карася, идея создания галереи зародилась в его семье, семье художников, еще в 1986 г. Именно тогда появилось помещение для будущей галереи. Союз художников предоставил родителям Евгения целый этаж под творческую мастерскую: общая площадь помещения составляла примерно 200 кв.м (см. “Совет №1”). “Хотелось создать некое пространство для “прокручивания” интересных творческих идей. Создать культурную среду для общения единомышленников, платформу для красивой жизни”, — вспоминает г-н Карась. Создание “пространства” началось с большого ремонта. Дело в том, что художественному семейству Карасей достался один из самых старых и запущенных (по словам Евгения) домов середины XIX века на Андреевском спуске: выбитые окна, обвисший потолок, потрескавшиеся стены, изуродованные временем и краской лепные украшения. Здание нуждалось не просто в ремонте, а в реставрации. Но и после того как помещение приобрело надлежащий вид, оно не сразу стало “пространством для “прокручивания” творческих идей”. По словам Евгения Карася, вплоть до 1995 г. “шел процесс накопления знаний в области современного искусства”. Будущий галерист стремился понять, что происходит в изобразительном искусстве Украины, России, Европы, Америки. Кроме того, нужно было тщательно исследовать “украинскую ситуацию”: художественные направления, инфраструктуру, тусовки, фамилии, рейтинги. Было решено выставлять работы только украинских художников. “Мы (коллектив галереи. — Ред.) начали формировать базу данных: собирали информацию о художниках, фотографии их работ, искусствоведческие тексты. Позднее составили список самых интересных и сильных художников. И в 1995 г. начали приглашать их поучаствовать в выставочных программах, которые мы к тому времени разработали”, — откровенничал г-н Карась. Галерист утверждает, что, открывая собственное дело, он не прибегал к опыту зарубежных галерей и не изучал соответствующую литературу. Мол, “учился на ходу, на ходу реализовывал собственные креативные представления и в то же время создавал некую индустрию”. Когда пришло время открыть галерею, у Евгения Карася было все необходимое: первое — большое и недорогое помещение, второе — идеи будущих выставок, третье — база данных о художниках и их работах, четвертое — компетентные единомышленники (соратники). СОВЕТ №1
Галерею лучше располагать в центре города. Идеальным может считаться помещение, общая площадь которого 200 кв.м: выставочный зал — 50-80 кв.м, офис — 15-20 кв.м, помещение для хранения работ — 30-50 кв.м и техпомещения (для хранения оборудования и т.д.) — 50 кв.м. Правда, известны случаи, когда площадь галереи — всего 25 кв.м. КАДРЫ
В галерее “Ателье Карась” работают всего пять человек: галерист — руководитель, куратор, пресс-секретарь, консультант и экспозиционер. По убеждению нашего героя, успех всего предприятия всецело зависит от галериста: от его вкуса, его позиции. Именно он задает тон, формирует имидж галереи. Он решает, какое искусство приемлемо для его галереи, а какое — нет. С какими авторами ему работать, с какими — нет. Он же устанавливает “планку” для галереи. Галеристу совсем не обязательно быть художником. Главное — разбираться в изобразительном искусстве и любить его. Кстати, арт-менеджеров уже готовят некоторые вузы Украины. Например, Киевская художественная академия и Киевский университет культуры. Руководитель галереи “Ателье Карась” отводит вторую по значимости роль куратору. Куратор инициирует, организовывает и проводит выставки. По мнению г-на Карася, этому работнику просто необходимо художественное образование. Экспозиционер у г-на Карася также из художников. На нем “висит” экспозиция. Он решает, где разместить ту или иную работу, чтобы она “не потерялась” в общей массе, чтобы “не забила” другие работы, чтобы экспозиция была максимально адекватна концепции выставки. То есть организация экспозиции — это целое искусство. И как заметил Евгений Карась, зачастую умело выполненная экспозиция придает картинам “новое звучание”. Что касается консультантов (которые работают с посетителями и потенциальными покупателями) и пресс-секретаря (работа со СМИ), то с этим в “Ателье Карась” отлично справляются выпускники Киево-Могилянской академии. “Могу сказать уверенно, что ни один вуз не в состоянии соперничать с выпускниками факультета культурологии Киево-Могилянской академии”, — заявил Евгений Карась. Он также признался, что почти все его сотрудники — универсальные работники: почти все они пишут тексты, составляют выставочные программы, организовывают выставки, консультируют посетителей. Вскоре в галерее появится программист, который будет заниматься только интернет-ресурсами, созданными и курируемыми галереей. Штатные сотрудники галереи получают в среднем от $200 до $500 в месяц. РАЗРЕШИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ По словам Евгения Карася, чтобы открыть галерею современного искусства, не нужно получать никаких разрешительных документов, кроме общепринятых. И целенаправленно галереи никто не проверяет, поскольку законодательно деятельность галерей не регулируется: нет в наших законах такого понятия специфической культурной деятельности, как “галерея”. Казалось бы, эта неурегулированность на руку галереям: живи себе, не зная никаких хлопот. Но галеристы недовольны. Они хотят, чтобы статус галереи был определен законодательно. И чтобы эта деятельность лицензировалась. СОВЕТ №2
Начать галерейный бизнес можно и с $1,5 тыс. Это при наличии помещения. $1,5 тыс. уйдут на зарплату сотрудникам за первый месяц, фуршет по случаю открытия и буклеты о выставке. Аренда помещения, да еще в центре города, “влетит в копейку”. Можно договориться с местной властью — организовать совместную галерею. А можно присовокупить галерею к уже действующему бизнесу: например, банкир может организовывать выставки в холле банка. РАБОТЫ И АВТОРЫ
“Галерея Карась” позиционирует себя как галерею современного фундаментального искусства. То есть здесь показывают искусство традиционных технологий: живопись, графика, скульптура и фотография. И лишь в редких случаях — инсталляция, медиа- и видеоарт. “Я изначально поставил себе задачу — создать галерею, которая бы формировала рейтинг украинского изобразительного искусства и влияла на него. И мне пришлось отбирать все самое лучшее”, — говорит галерист. Он убежден, что работает только с серьезными авторами: мол, “до конъюнктуры не опускаюсь”. Как определить, что один художник серьезный, а другой — нет? Евгений Карась делает это с помощью собственной системы оценки, которая, впрочем, не претендует на объективность. Спрашивает мнение экспертов, в качестве которых выступают авторитетные в профессиональных кругах художники. Кроме того, об авторе судит по мероприятиям, в которых он участвовал. Самый высокий уровень международного признания художника — участие в престижных международных фестивалях, например в Венецианском биеннале. Большую роль играет и то, где выставлялся автор. “Когда художник заявляет, что он выставлял и продавал свои работы за рубежом, — это еще ни о чем не говорит! Ему можно задать один-единственный вопрос: “В каком музее современного искусства выставлены ваши работы?” — делился фрагментами своей методики оценки г-н Карась. Если художник называет известные музеи, например Музей Людвига, Стедлик-музей и пр., значит, он может подтвердить свой высокий международный статус. Таких художников в Украине, по мнению галериста, не более 30. Он назвал лишь несколько имен: Маков, Савадов, Тистол, Ройтбурд, Гнилицкий, Животков, Сильваши и др. Примечательно, что собственные работы художник Евгений Карась в своей галерее никогда не выставлял. “Мы выставляем лучших художников Украины, я себя таковым не считаю — это во-первых. А во-вторых, я больше 10 лет арт-менеджер, галерист и эксперт, а не художник. И вообще, при составлении выставок родственные и дружеские связи не играют никакой роли. Я могу дружить с художником, но его работы у себя не выставлять и наоборот”, — заявил галерист. По его мнению, “галерея, как и любой художественный проект, оценивается не по самому сильному, а по самому слабому художнику или проекту. И не столь сложно поднять “планку”, сколь сложно ее не опустить”. Чтобы “не опуститься”, галерея “Ателье Карась” регулярно проводит исследования, цель которых — оценить и спрогнозировать художественную ситуацию, консолидированно определить лучших художников страны по оценкам специалистов. “Система проста. Мы опрашиваем 15 экспертов (людей, занимающихся современным искусством: галеристов, арт-менеджеров), просим их назвать фамилии 50 наиболее интересных художников. Как правило, их мнения совпадают на 80%. Затем просим из указанных 50 отметить 10 сильнейших: совпадение — 20%. Так формируется внутренний рейтинг, но это только одна из существующих моделей”, — объяснил Евгений Карась. Его галерея системно работает более чем с 30 художниками. Правда, ежегодно она отводит место для работ одного-двух новых авторов. А в среднем в год проводит 10-15 выставок. То есть на просторах галереи даже не все интересные авторы могут “показаться во всей красе”. Но были времена, когда галерея работала интенсивнее. “В 1998 г. мы провели 51 выставку: раз в две недели устраивали по три персональных выставки. Это был рекорд, который никто никогда не побьет, включая нас самих. Это было сумасшедшее время, и второй раз мы вряд ли такое переживем”, — сказал галерист. На рекорд галерея шла сознательно — говорят, что нужно было попробовать за короткий срок представить всю художественную палитру Украины. ОПЫТ ГАЛЕРИСТОВ
Ирина Осадчая, генеральный директор галереи “Ирэна” (с 1991 г.; 7 чел.): — Сначала я купила 15 работ, продала их и на вырученные деньги начала строить свой бизнес. Так как я не художник и тогда не была искусствоведом, то при подборе картин не могла полагаться на собственный вкус. Я взяла на работу искусствоведа, который занимался подбором авторов и работ. Это очень нелегкий бизнес. Ведь многие пытались этим заниматься и вынуждены были закрыться. Почему? Потому что не рассчитали свои силы. Если арендовать помещение по коммерческой цене, такая галерея вряд ли сможет просуществовать долго. Я арендую помещение по льготной цене — Шевченковский район пошел мне навстречу. Ведь я занимаюсь не столько продажей картин, сколько выставочной деятельностью. Основной заработок мне приносит не продажа картин. Я зарабатываю на консультациях по интерьеру. Как привлекаю посетителей? Часто устраиваю выставки, которые, как реклама, собирают людей. Об этом пишут в газетах, показывают по телевидению. Я постоянно напоминаю журналистам о галерее: рассылаю им по факсу и электронной почте информацию о предстоящих и состоявшихся мероприятиях. Кроме того, печатаю каталоги проводимых выставок. Ирина Вештак-Остроменская (46), директор галереи “Майстерня” (с 1999 г.; 3 чел.): — Выставочной деятельностью мы (я и муж) начали заниматься в 1990 г. Собирали работы художников, возили их в Польшу, Германию, США. Делали выставки и в Украине. Причем не только наших художников, но и американских. А собственную галерею открыли после того, как заключили договор с Союзом художников и взяли в аренду проходной балкон в Центральном доме художника. У нас единственная в Украине галерея, специализирующаяся на плакате и графике. Мы имеем, наверное, самую большую коллекцию украинского послевоенного плаката. Это дает возможность проводить различные выставки — ретроспективы плаката и делать интересные коммерческие предложения покупателям-коллекционерам. В последнее десятилетие плакат становится частью элитарного интерьера. К нашему сожалению, интерьеры эти находятся не в Украине, а в основном в США, Германии, Англии, Франции. Я отношусь к выставкам, как к виду творчества. Мне интересно этим заниматься. Большинство выставок, которые у нас проходят, — это некоммерческие проекты. Галерейная деятельность больших денег не приносит. Проблема в том, что у нас пока нет традиции украшать свои дома произведениями искусства. И мало кто покупает через галереи. Покупают, где подешевле, — на том же Андреевском спуске. БИЗНЕС
“В принципе, наш бизнес проходит за пределами галереи, — признался герой нашего рассказа. — Мы не хотим зависеть от того, насколько часто и быстро художники продают картины. Хотя мы участвуем и стимулируем этот процесс. Но если всецело будем зависеть от продаж, непременно станем рабами вкуса большинства”. Основную часть дохода галерее приносит арт-консалтинг. “Консультируем при покупке картин, составлении коллекции, оформлении интерьера. Также занимаемся издательской деятельностью, зарабатываем на аренде помещения (в последнее время стало модным устраивать корпоративные вечеринки в музеях и галереях. — Ред.) и аренде картин (некоторые фирмы картины не покупают, а берут в аренду. — Ред.)”, — сказал г-н Карась. Консультирует он и своих западных коллег — галеристов и арт-менеджеров, когда речь идет о проведении выставки украинского художника на Западе. Евгений Карась не назвал сумму, которую зарабатывает его галерея. Но на наш вопрос: “Вы обеспеченный человек?” — уверенно ответил: “Да”. ЦЕНЫ Во время нашей беседы галерист сказал, что хорошее современное искусство — это товар элитарный, поэтому стоит он дорого. Когда руководитель “Ателье Карась” назвал цены, по которым сегодня покупают работы ведущих украинских авторов, мы были немало удивлены: фото и графику серьезных художников покупают минимум за $250, средняя цена — $500-1000. Галерист даже заявил, что стоимость фотографий нескольких известных украинских художников достигает $1500-5000. Что касается серьезной живописи, то ее стоимость — $2-5 тыс., а в отдельных случаях — $7-10 тыс. И не на “диком Западе”, а здесь, в родном Отечестве. У нас нет оснований не доверять словам Евгения Карася, но и поверить услышанному не так легко. “Цены на искусство очень выросли. Например, один мой знакомый художник 10-15 лет назад продавал свои работы за $160, а сегодня его картины стоят $3-5 тыс.”, — поспешил убедить нас галерист. Как формируются цены на художественные творения? Прежде всего на цену работы влияют статус художника (где выставлялся, какое место занимает в рейтинге, что о нем говорят и пишут критики, в каких изданиях напечатаны репродукции его картин) и его рыночная востребованность. Кроме того, год написания картины. “Украинское изобразительное искусство второй половины 80-х — середины 90-х годов прошлого века — сегодня уже раритет. К сожалению, оно почти все вывезено за границу. А то, что здесь осталось, стоит, как минимум, в 2 раза дороже, чем работы последних лет”, — заверил нас г-н Карась. ПОКУПАТЕЛИ Как мы и предполагали, за элитарным товаром очереди не выстраиваются. Галерист не скрывал, что продавать современное изобразительное искусство невероятно сложно. Но сказал, что у него есть “определенный круг покупателей, которых интересует самое лучшее”. Мы были убеждены, что почти все его покупатели — иностранцы. Оказалось, что до недавнего времени так и было: 80% — иностранцы и 20% — наши. Но за последние два-три года картина кардинально изменилась. Сегодня 60-70% покупателей — украинские граждане и 30-40% — зарубежные. Кстати, и сама галерея покупает работы своих авторов. В ее коллекции около 200 работ: одна часть куплена, вторая досталась галерее “за проведение выставок”, третья просто подарена. По словам галериста, месяц назад один украинский коллекционер купил сразу все (!) выставленные работы одного из отечественных фотохудожников (работ было шесть). Конечно, это большая удача не только для коллекционера, но и для художника, для галереи (галерея получает от продажи 5-30% комиссионных), для арт-рынка в целом. Ведь еще несколько лет назад фотографию в нашей стране почти не покупали. Ее просто не воспринимали как серьезное искусство, в отличие от начавшегося еще в 70-х годах европейского бума. На вопрос, есть ли секрет продвижения элитарного товара, Евгений Карась ответил так: “Мы тратим достаточно много времени на консультации посетителей галереи. Рассчитываем на людей, которые достигли до определенного уровня сознания, и им уже нужно нечто большее, чем просто деньги или поп-культура”. Галерист считает, что “привлекать покупателей можно только уровнем работ”. Говорит, что не тратится на рекламу. Мол, люди, интересующиеся искусством, рано или поздно находят его галерею. Но это вовсе не означает, что г-н Карась сидит и ждет, пока нахлынет народ. Еженедельно печатные издания, в которых есть рубрика “Культура”, публикуют информацию о выставках в галерее. Сам руководитель галереи часто “мелькает” на телевидении. Кроме того, у галереи есть собственный сайт в интернете, где помещена вся необходимая информация об “Ателье Карась” и авторах, которые там выставляются. Наконец, галерист вкладывает деньги в альбомы и буклеты о художниках, с которыми работает его галерея. Разумеется, в этих изданиях есть и информация о галерее. Людмила Березницкая, директор галереи L-ART (с 1994 г.): “Галерейный бизнес не из тех, которые могут сразу сделать человека очень богатым” — Основная направленность нашей галереи — искусство советского периода. Открывая галерею, я думала не только о выставочной деятельности, но и о том социальном сегменте, который будет это искусство потреблять. Надо сказать, я уже тогда имела четкое представление, что такое рынок, как строить этот бизнес, что реально возможно продать. И до того как у меня появилось собственное дело, я имела опыт проведения выставок, выпуска каталогов, поскольку моя профессия напрямую связана с искусством. Я знала, как формируются цены на картины, понимала, какие художники могут стать коммерческими, а какие — нет. Какие художники помогут мне содержать галерею, а каких нужно будет содержать мне, чтобы поддержать их талант. Сегодня бизнес в арт-сфере такой же, как и все другие. Если он правильно организован, то позволяет нормально существовать его владельцу и всем, кто в нем участвует. Например, я живу только за счет деятельности галереи. Однако галерейный бизнес не из тех, которые могут сразу сделать человека очень богатым. По крайней мере, сейчас это невозможно. Первыми моими покупателями были иностранцы. Ведь тогда в Украине качественная живопись стоила намного дешевле, чем на Западе. Постепенно собирательством картин “заразились” и наши соотечественники. Теперь они определяющее звено украинского арт-рынка. Однако пока их не настолько много, чтобы можно было расслабиться и спокойно ждать прибыли. Нужно много работать, чтобы найти качественные вещи, способные удовлетворить взыскательные вкусы пока еще малочисленного круга ценителей искусства. Почему мало покупают? Во-первых, потому что предметы искусства стоят недешево, а людей, у которых есть свободные деньги, не так уж много в нашей стране. Во-вторых, многим нашим посетителям часто даже в голову не приходит, что в галерее можно что-то приобрести. Люди приходят к нам, как в музей, — только посмотреть. В-третьих, существует “уличное искусство”, которое стоит дешево. И зачастую покупатели не понимают, почему картины в галерее стоят в несколько раз дороже того, что продают на улице: они не видят разницы между качественным и некачественным. Задача галереи как раз и состоит в том, чтобы завоевать статус “селекционера”, способного предложить клиенту качественный, обладающий непреходящей ценностью художественный продукт. Галерист — важнейший агент арт-бизнеса. Он производит селекцию, осуществляет работу с отобранными произведениями, поднимает их рейтинг, вводит в систему культурного обмена. Без деятельности галериста практически исключена возможность раскрутки художественного объекта и роста цен на него. Он гарантирует не только качество, но и инвестиционную ценность произведения искусства. Инна Алексеенко http://www.business.ua Читать также: Прибыль на галерейном бизнесе Клиент всегда граф: как заработать на человеческих корнях Книголюбы и библиофилы: как считать, когда другие читают Новый бизнес-проект: как правильно оценить? Риск "красивых инвестиций" Срочно куплю пушку начала XIX века. Дорого |