Как покончить с Новоросией (хорватский опыт)
05.12.2015

Image20 лет прошло с момента проведения Вооруженными силами Хорватии блестящей операции «Буря», восстановившей территориальную целостность страны

20 лет прошло с момента проведения Вооруженными силами Хорватии блестящей операции «Буря», восстановившей территориальную целостность страны, уничтожившей раковую опухоль сербского сепаратизма – так называемую республику Сербска Краина, прообраз «Новороссии», – и в конечном итоге поставившей крест на планах Слободана Милошевича о создании балканской мини-империи.

Мы предлагаем вспомнить, как это было. Вспомнить и проанализировать наши возможности по уничтожению так называемых ДНР и ЛНР.

Крах коммунизма и распад Югославии

Кризис коммунизма в Европе не обошел стороной и Союзную Федеративную Республику Югославия. В 1989 году в стране было разрешено создание политических партий, а в апреле-мае 1990-го в Югославии прошли первые за многие годы многопартийные выборы. В Хорватии, Боснии и Герцеговине, Словении, Македонии к власти пришли силы, требующие независимости для своих народов. Вместе с тем в Белграде классический югославский коммунизм трансформировался в коммуно-националистический режим президента Слободана Милошевича, поглощенного идеей «Великой Сербии».

Первой среди составных частей Югославии практически бескровно независимой стала Словения. Словенцам повезло – у них не было ни общей границы с Сербией, ни сколько-нибудь значительного сербского меньшинства. В Хорватии же и Боснии события начали развиваться по иному сценарию.

19 мая 1991 года в Хорватии состоялся референдум о независимости, на котором 94% избирателей высказались за создание суверенного государства. 25 июня была принята Декларация независимости. Режим Милошевича отреагировал на легитимный выбор хорватского народа так, как он позже реагировал почти на все проблемы, – послал в Хорватию регулярную югославскую армию. В то же время на всяческих «сходах» и «митингах» было объявлено об автономии населенных сербами районов Хорватии. Поскольку государственные институты Хорватии, в том числе силовые, были в стадии становления, то противостоять одной из крупнейших армий в Европе и вооруженным до зубов местным сербам-ополченцам могла лишь территориальная полиция и только формируемая Национальная гвардия Хорватии. Через месяц после провозглашения независимости агрессор контролировал порядка 30% территории (причем не только населенной сербами) Хорватии и продолжал наступление. Сербы осадили и регулярно обстреливали из тяжелых орудий памятник ЮНЕСКО Дубровник; неоднократно бомбили столицу Хорватии Загреб; после длительной осады захватили город Вуковар и устроили массовую резню военнопленных и мирных жителей.

К началу 1992 года Хорватия получила международное признание, и силы официальной югославской армии поэтапно покинули территорию страны. Но захваченные территории продолжали оставаться под контролем местной «Новороссии» – марионеточной «республики Сербская Краина» со столицей в Книне. В 1992—1993 годах хорватские вооруженные силы проводили ряд локальных операций с целью возобновления контроля над населенными хорватами территориями страны, в том числе для восстановления выхода к Адриатическому морю и деблокирования Дубровника. Поскольку югославская армия не принимала участия в боевых действиях, большинство этих операций были успешными.

Параллельно – и это важнее всего – в Хорватии проводились масштабные экономические реформы. В отличие от украинских «мудрецов», списывающих на войну все просчеты и использующих боевые действия как повод ничего не делать, хорваты в кратчайшие сроки завершили переход экономики на рыночные рельсы, с нуля создали эффективный государственный аппарат и современные вооруженные силы. Лидеры страны во главе с президентом Франьо Туджманом понимали, что иначе они просто не выживут, что второго такого шанса получить и отстоять свою свободу история может и не дать.

1994 год был годом относительного затишья. Хорваты были заняты перевооружением армии (в 1991-м было введено эмбарго на поставку оружия странам бывшей Югославии, и закупать его можно было лишь окольными путями), сербы сосредоточились на войне в соседней Боснии и Герцеговине. Тем временем в конце января 1995 года мировое сообщество и ООН разработали план мирного урегулирования «Z-4″ («Zagreb-4″), который предусматривал интеграцию Сербской Краины в Хорватию и предоставление сербам культурной автономии (такой себе «особый статус» для неподконтрольных Загребу территорий). Однако руководство краинских сербов отказалось от обсуждения мирных инициатив.

Военные действия возобновились в мае 1995-го, когда обновленная, полностью реформированная хорватская армия продемонстрировала высокий класс в ходе операции «Молния». Всего за несколько дней был восстановлен конституционный порядок в крае Западная Славония, причем потери в ходе операции были примерно 1:5 (сербы потеряли убитыми 283 человека, хорваты – 60. Еще 1 500 сербских «ополченцев» попали в плен). Сербы ответили массовыми обстрелами Загреба. Летом того же года хорватским военным удалось серьезно нарушить наземное сообщение между хорватской и боснийской «народными республиками» – так называемыми Сербской Краиной и Республикой Сербска.

Операция «Буря»

В то же время президент Туджман решил дать генеральную битву и окончательно восстановить территориальную целостность Хорватии. В июле 1995 во всех регионах страны проведена всеобщая мобилизация. Кроме основного состава хорватской армии в 50 тыс. человек, призвано порядка 100 тыс. резервистов. Боевой дух вооруженных сил был высоким, дисциплина, выучка и координация позволяла проводить масштабные операции. Также было закуплено и складировано достаточное количество оружия и боеприпасов.

4 августа 1995 года в два часа ночи хорватский представитель официально оповестил командующего миротворцев французского генерала Жанвьера о начале операции по восстановлению конституционного порядка на территориях, временно занятых сербскими вооруженными формированиями. Сообщение об этом было направлено и командирам миротворческих секторов, которые в свою очередь сообщили о готовящейся атаке сербским сепаратистам.

Сама операция началась в 5:00. Хорватская артиллерия и авиация нанесли массированный удар по войскам, командным пунктам, тылам и коммуникациям сербов, а также по всем крупным населенным пунктам. Затем началась сухопутное наступление одновременно в 30 направлениях по всей линии 630-километрового фронта, в ряде мест – при поддержке десантов, высаживающихся с вертолетов.

В течение первого дня операции глубина проникновения хорватских войск составила от 5 до 15 километров, а опорные пункты неприятеля были взяты в кольцо или полукольцо. Уже 5 августа выполнено до 80% боевых задач. В тот день хорватские вооруженные силы освободили города Констайница, Петрина, Глина, Слунь, Грачац, Оборвац, Дрниш. Утром 5 августа после массированной артподготовки сербские части покинули город Книн – «столицу» сепаратистского анклава. В 09:30 туда вошла хорватская армия. 6 и 7 августа вооруженные силы Хорватии продолжали освобождать территорию страны от незаконных вооруженных формирований. Большая часть сербских группировок в эти дни более-менее организованно отступили на территорию Боснии и Герцеговины.

В 18:00 7 августа министр обороны Хорватии Гойко Шушак объявил об окончании операции «Буря».

8-9 августа хорватские вооруженные силы и полиция проводили активную зачистку местности. Время от времени вспыхивали перестрелки между силовиками и оставшимися сербскими «ополченцами». Уже спустя неделю после завершения «Бури» началась демобилизация большей части подразделений, участвовавших в операции.

Значение

Операция «Буря» – яркий и выдающийся образец военного искусства. По сути, в течение трех дней был ликвидирован сепаратистский анклав, занимающий треть территории страны. Анклав, вооруженный до зубов, созданный и поддерживаемый более крупной, населенной и мощной в военном отношении страной, чем сама Хорватия. Это стало возможным в первую очередь за счет консолидации хорватской нации вокруг идеи построения независимого государства, проведения во время войны глубинных экономических, административных и военных реформ. За счет того, что к власти в стране пришли достойные люди: президент Франьо Туджман не играл в «президента мира» и не вел конфетный, угольный, электрический и другие виды бизнеса с агрессором. Все было подчинено единой цели, которая в конце концов была достигнута.

Украина просто обязана учиться не только на своих ошибках, но и на чужих успехах. Пример реформирования и реинтеграции Хорватии – безусловно, один из таковых.

Максим Викулов, Национальное бюро расследований Украины

Читать также:

Российское издание «засветило» потери армии РФ на Донбассе

Россия — спонсор международного терроризма от ИГИШ до Л(Д)НР.

За какое время Украина может создать ядерную бомбу

Что будет если Россия действительно решит воевать с США – пояснение для 84%

Цікава статистика про володіння зброєю в США

 
< Пред.   След. >
2007-2022 © Дєньга. Інформаційний ресурс Дєньга має допомогти Вам досягнути матеріального достатку. Матеріали сайту розкривають тематики: Інвестиції(у тому числі в Нерухомість, Золото, Цінні папери), Банки, Створення власного бізнесу, Кар'єрне зростання, Освіта. Редакція не несе відповідальності за достовірність інформації, опублікованої в рекламних матеріалах.
Використання матеріалів Дєньга дозволено тільки при наявності активного посилання на головну сторінку порталу www.denga.com.ua