Как правильно говорить комплименты
Обучение - Самообучение
28.04.2008

ImageКогда мы хотим сделать человеку приятно мы говорим ему комплимент. Но уместны ли комплименты в некоторых случаях? Как и кому говорить комплименты вызывая при этом лишь позитивные эмоции? Об этом далее...

 ·        Один смысл. Комплимент должен отражать положительные, и только положитель­ные, качества данного человека. В комплименте следует избегать двойного смысла, когда, например, данное качество у человека можно считать и положительным и отрицатель­ным. Например: “Слушая ваши беседы с людьми, я каждый раз удивляюсь вашей спо­собности так тонко и остроумно уходить от ответа!”. Здесь явно нарушено это правило, условно названное “один смысл”. ·        Без гипербол. Отображаемое в комплименте положительное качество должно иметь не­большое преувеличение. “Я всегда поражаюсь вашей аккуратности и пунктуальнос-   ти!”, – сказал руководитель, принимая отчёт от подчинённого. Того эти слова не просто уди­вили, а изумили. Во-первых, за ним ходит прямо противоположная, а во-вторых, сейчас даже повода не было для этих слов, не то, что причины. Подчинённый задумался над этими подозри­тель­ными словами. Будучи абсолютно уверенным, что это абсурдное утверждение, он стал искать истинный мотив. Предсказать результаты нарушения пра­вила “без гипербол” не­трудно. Нетрудно отыскать и причину: руководитель где-то слы­шал, что для сохранения мо­рально-психологического климата в коллективе он – руко­водитель – должен делать сотруд­никам комплименты. Полузнание опаснее незнания. Вот почему здесь уделяется столько внимания объяснениям, механизмам, ошибкам, которые могут иметь место при использова­нии приёмов формирования аттракции. ·        Высокое мнение. Важным фактором в результативности этого приёма является соб­ст­венное мнение человека об уровне развития отражённых в комплименте качеств. Допус­тим, человек твёрдо знает, что уровень этого качества у него значительно выше, чем сказано в комплименте. Например, человек, у которого действительно феноменальная память (и эти слова прочно укрепились в его сознании), вдруг слышит в свой адрес такие слова: “Я пора­жаюсь тому, как вы сразу запомнили номер телефона! У вас блестящая память!”. Или врачу: “Можно только поразиться вашему мастерству! Как вы так быстро поставили ему диагноз ап­пендицита!”. И в первом, и во втором случае – это не компли­менты, а банальности. Послед­ствия отрицательные, так как нарушено правило “высокое мнение”. ·        Без претензий. Сотрудник вовсе не стремится к совершенствованию данного своего ка­чества. Более того, считает, что было бы плохо, если бы оно – это положительное каче­ство – было выражено у него сильнее, чем есть. Например, один из ваших подчинённых, который тоже является руководителем, считает, что способность к комплиментам – вовсе не достоин­ство настоящего менеджера. И если вы, будучи убеждённым в обратном, попытае­тесь сделать ему комплимент, например: “Я слышал, что вы блестяще умеете делать комплименты!”, то он, пожалуй, обидится. Ему не известно то, что известно вам, его установки на эти вопросы со­ответствуют уровню прошлых времен, когда проповедо­вались прямо противоположные принципы общения. Делая комплименты, не нарушайте правило “Без претензий”. ·        Без дидактики. Это правило заключается в том, что комплимент должен констати­ро­вать, то есть утверждать наличие данной характеристики, а не содержать рекомендации по ее улучшению. Казалось бы, правило очевидное. Однако, как часто звучат фразы типа “Тебе следует быть активнее!”, “Твердость убеждений украшает мужчину! Умей отстаивать свои по­зиции!” и т.п. Здесь нарушено правило “без дидактики”. ·        Без приправ. Последнее правило касается не самого содержания комплимента, а тех до­бавок, которые нередко следуют за ним. Например, “Руки у тебя действительно золотые. А вот язык твой – враг твой!”. Или: “Мне очень импонирует ваша способность распола­гать к себе людей. Только вот если бы эту способность – да в интересах дела!..”. Следова­тельно, де­лая комплимент, удержитесь от ложки дегтя, то есть подобных добавок. Сле­дуйте правилу, условно названному “без приправ”. 

Примеры комплиментов.

Собеседнику о его личностных качествах:

1.      Когда он подметил что-то характерное в другом человеке: “Я раньше и не знал, что вы так тонко и хорошо разбираетесь в людях!”.2.      В ответ на добрую улыбку, явно адресованную вам: “Знаете ли вы, что ваша улыбка просто обезоруживает людей!”.3.      Когда ему удалось убедить кого-то сделать то, что не входит в его обязанности: “Как вам удается так располагать к себе людей?”.4.      После длительных переговоров, завершившихся удачно: “Всегда бы общаться с таким приятным партнером (собеседником)!”.5.      Когда беседа закончилась с успехом: “До чего же приятно с вами общаться!”.6.      Собеседнику, который неожиданно для вас открыл вам на что-то глаза: “Общаясь с вами, можно многому научиться!”.7.      Человеку, который вам сообщил что-то новое о Т., которого вы раньше хорошо знали: “У вас поразительная наблюдательность!”.8.      Человеку, который неожиданно для окружающих блеснул своей эрудицией: “Меня всегда поражает широта вашего кругозора!”.9.      Когда партнер из простых вещей сделал что-то красивое, привлекательное: “У вас удивительная способность видеть прекрасное там, где другие не видят!”.10.  Человеку, который был участником конфликта с кем-либо и удержался от ответного выпада: “Как вы смогли воспитать в себе такую сдержанность?!”.11.  В ситуации, когда человек мог легко “сорваться”: “Ваша стойкость и выдержка меня всегда восхищали!”.12.  Человеку, который, не смотря на трудности, довел дело до конца: “Вашей воле можно позавидовать!”.13.  Человеку, который все-таки добился своего: “Это прекрасно, что у вас такой настойчивый характер!”.14.  Человеку, который чем-то бескорыстно пожертвовал ради другого: “Меня подкупают ваша доброта и отзывчивость!”.15.  Человеку, у которого новый, неяркий костюм: “Как вам удается выдерживать моду и скромность одновременно?!”.16.  Человеку после болезни: “А вы совсем неплохо выглядите!”.17.  Как проявление вашего высшего доверия: “Пожалуй, я пошел бы с вами в разведку!”. Собеседнику о его деловых качествах:1.      Сотруднику, который любит организовать  что-либо: “По организации этих конкурсов… вас никто не превзойдет!”.2.      Сотруднику, который в трудной ситуации все-таки сумел организовать ваших подчиненных на…: “Н. Н.! Знаете ли вы, что ваша энергия просто заражает других?”.3.      Сотруднику, который по своей инициативе выполнил дополнительную работу: “Я поражаюсь вашему трудолюбию!”.4.      Сотруднику во время его работы (у кульмана, терминала, станка…): “Смотреть, как вы работаете, – одно удовольствие!”.5.      Сотруднику, сделавшему оригинальное приспособление: “Верно говорят! У вас действительно “золотые” руки!”.6.      Директору школы – преподавателю после посещения его уроков: “Какая у вас дикция! Слушать вас – одно удовольствие!”.7.      Сотруднику, который впервые достиг больших результатов и сам смущен этим: “Вы скромничаете! Ваши способности известны!”.8.      Сотруднику, который, не заглядывая в справочник, на память указал необходимые данные: “У вас энциклопедическая память! Ваша эрудиция поразительна!”. 
 
< Пред.   След. >
2007-2022 © Дєньга. Інформаційний ресурс Дєньга має допомогти Вам досягнути матеріального достатку. Матеріали сайту розкривають тематики: Інвестиції(у тому числі в Нерухомість, Золото, Цінні папери), Банки, Створення власного бізнесу, Кар'єрне зростання, Освіта. Редакція не несе відповідальності за достовірність інформації, опублікованої в рекламних матеріалах.
Використання матеріалів Дєньга дозволено тільки при наявності активного посилання на головну сторінку порталу www.denga.com.ua